РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
прикладное, практически направленное образование, целью которого является профессиональная подготовка работников к решению конкретных практических задач развития негосударственного сектора экономики и производства.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Образование реальное
вид общего среднего образования, предусматривающий изучение языков, естественно-математических наук, овладение учащимися системой знаний, имеющих практическую, прикладную жизненную направленность, целью которого является материальное образование (первая пол. ХVIII в.).

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Тип общего образования, в основу которого было положено усвоение учащимися практически полезных знаний. На занятиях главное место отводилось предметам естественно-математического цикла, изучались новые языки, специальные дисциплины. Реальные учебные заведения стали распространяться в конце XVIII в. главным образом в Германии, а также в России, где принципы Р. о. были заложены в эпоху реформ Петра I. Одним из первых реальных учебных заведений была Навигационная школа (Москва, 1701). Применительно к обучению языку реальное обучение может трактоваться как контекстное, т. е. направленное на овладение языком в конкретных сферах его употребления.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Реальное образование
тип общего образования, в основу которого положено усвоение учащимися практически полезных знаний. В отличие от классического образования, реальное образование не предусматривало обязательного преподавания древних языков, главное место отводилось предметам естественноматематического цикла, изучались новые языки, специальные дисциплины. Реальные учебные заведения стали распространяться в начале 18 века, главным образом, в России и Германии. Одними из первых реальных учебных заведений были Навигацкая школа (Москва, 1701 год) и Математическая и механическая реальная школа (Германия, 1706 год). В России принципы реального образования были заложены в эпоху реформ Петра I. Официальное оформление система Реального образования получила по положению МНП в 1839 году, для преподавания технических наук при средних учебных заведениях открывались реальные классы, в которые допускались не только ученики, но и слушатели «промышленного знания». Важным этапом в развитии реального образования стала школьная реформа 1864 года, в ходе которой наряду с классическими и гуманитарными гимназиями были учреждены 7-классные реальные гимназии (без древних языков) с общеобразовательным курсом, ориентированным на последующее обучение в отраслевых вузах.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (от лат. realis - действительный, вещественный)
тип общего образования, в основу которого положено усвоение учащимися практически полезных знаний. В отличие от классического образования, Р.о. не предусматривало обязательного преподавания древних языков, гл. место отводилось предметам естественно-математического цикла, изучались новые языки, специальные дисциплины. Реальные учебные заведения стали распространяться в начале 18 в., гл.о. в России и Германии. Одними из первых реальных учебных заведений были Навигацкая школа (Москва, 1701) и Математическая и механическая реальная школа (Германия, 1706; основатель этой школы Х. Землер и предложил название "Realschule" - реальная школа). В России принципы Р.о. были заложены в эпоху реформ Петра I. Официальное оформление система Р.о. получила по положению МНП 1839: для преподавания технических наук при средних учебных заведениях открывались реальные классы, в которые допускались не только ученики, но и слушатели "промышленного знания". Важным этапом в развитии Р.о. стала школьная реформа 1864, в ходе которой наряду с классическими и гуманитарными гимназиями были учреждены 7-классные реальные гимназии (без древних языков) с общеобразовательным курсом, ориентированным на последующее обучение в отраслевых вузах. Школьный устав 1864 вызвал широкую общественную полемику о целях и методах гимназического образования. Мн. сторонники Р.о., рассматривая его как общеобразовательное, критиковали узкопрактический подход к содержанию учебного курса. В ходе полемики опровергалось представление о необходимости изучения древних языков как универсальной основы общечеловеческой культуры. Практика реальных гимназий 60-х гг. 19 в. показала, что уровень преподавания в них не соответствовал потребностям подготовки учащихся к высшим учебным заведениям, они не давали и полноценного профессионального образования. В результате школьной реформы 1871-72, направленной на усиление классического направления в общем среднем образовании, реальные гимназии были преобразованы в реальные училища, программы которых переориентировались с учетом интересов торговли и промышленности. Предусматривалось параллельное преподавание общеобразовательных и специальных дисциплин. Был также учрежден дополнительный класс для подготовки учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. В конце 80-х - начале 90-х гг. вновь остро встала проблема развития Р.о. В 1888 были изменены учебные планы реальных училищ, которые стали давать общее образование. Однако с целью сократить поступление "реалистов" в вузы МНП ограничило право перехода учащихся в дополнительный класс и предписало направлять выпускников на государственную службу. На 2-м съезде по техническому и профессиональному образованию (1895-96) состояние Р.о. было признано неудовлетворительным, предлагалось пересмотреть программы реальных училищ, выдавать аттестаты только по окончании дополнительного класса, открыть выпускникам более свободный доступ к высшему образованию. Распространению Р.о. содействовали также создававшиеся в середине 90-х гг. коммерческие училища. В 1913 в России было 276 реальных учебных заведений (ок. 17 тыс. учащихся, 1/3 всех учащихся мужских средних учебных заведений). После 1917 реальные училища как тип учебного заведения были ликвидированы. С 1990 в Рос. Федерации наряду с гуманитарными средними учебными заведениями создаются гимназии и лицеи технического направления с изучением общеобразовательных дисциплин по определенному профилю. См. также Гимназии

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
от лат. realis — действительный, вещественный), тип общего образования, в основу к-рого положено усвоение учащимися практически полезных знаний. В отличие от классического образования, Р. о. не предусматривало обязательного преподавания древних языков, гл. место отводилось предметам естеств.-матем. цикла, изучались новые языки, спец. дисциплины. Потребность в Р. о. появилась в связи с развитием науки, пром-сти и торговли в период становления капитали-стич. уклада. Обществ, и пед. движение за осуществление Р. о. развивалось в противостоянии традиц. системе классич. образования. С особой силой это движение развернулось с сер. 19 в., хотя идеи Р. о. высказывались еще в 16—17 вв. На необходимость включения в шк. курсы практически полезных знаний указывали Я. А. Коменский, Дж. Локк, представители пиетизма и филантропизма, франц. просветители Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро. В кон. 19 в. теоретич. обоснованием Р. о. стала философия позитивизма, однако ее пед. интерпретация на практике приводила к проповеди утилитаризма в обучении (Г. Спенсер и др.). Аналогичный подход к целя Р. о. проявляется в концепциях прагматистской педагогики (Дж. Дьюи и др.).
Реальные учебные заведения стали распространяться в нач. 18 в., гл. обр. в Германии. Программа реальной школы, отражавшая особенности данного типа образования, разработана нем. педагогом А. Шпиллеке, создавшим в 1822 в Берлине уч. заведение, «преследующее практические цели». В число уч. предметов включались закон Божий, естеств. науки, математика, новые языки (франц. и англ.), история, география и рисование. Развитию реальных уч. заведений в Зап. Европе способствовало ослабление авторитета классич. образования из-за утвердившегося представления о нем как источнике распространения демокр. идей антич. культуры, оказавших влияние на идеологию франц. революции. На протяжении 19 в. сформировались разл. типы реальных школ с преобладанием как общеобразовательного, так и проф. направлений: уч-ща, реальные гимназии (с изучением лат. и греч. языков или без древних языков). и прогимназии, техн. и проф. школы, проф. отделения классич. гимназий (или соответствующих им уч. заведений). и т. п. В большинстве стран реальные уч. заведения не были уравнены в правах со школами, дававшими классич. образование, вплоть до 20 в. (ограниченный прием выпускников в высш. уч. заведения, отсутствие преимуществ при зачислении на гос. службу и др.). Реальные уч. заведения или реальные отделения при ср. школах существуют.н. в совр. системах образования ряда стран (Австрия, Италия, Франция, Германия, скандинавские страны, Япония). Подробнее см. статьи об отд. странах.
В России принципы Р. о. были заложены в проф. уч. заведениях, создававшихся в эпоху реформ Петра I (в их числе — Навигацкая школа). Частные реальные уч. заведения начали создаваться в кон. 20—30-х гг. 19 в. с целью распространения «технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности познаний». Постепенно программы этих уч. заведений расширялись и приобретали общеобразоват. характер. Офиц. оформление система Р. о. получила по положению МНП в 1839: для преподавания техн. наук при ср. уч. заведениях открывались реальные классы, в к-рые допускались не только ученики, но и др. слушатели «промышленного звания». Лица, окончившие курс и сдавшие экзамены, освобождались от рекрутской повинности. В 1840 в Варшаве была открыта реальная гимназия. В это же время на терр. Царства Польского 4-клас-сные уездные уч-ща были разделены на приготовительные (4-классные гимназии). и реальные, имевшие, в соответствии с местными потребностями, техн., коммерч. или агрономич. направления. Позднее начали открываться реальные курсы, на базе 3 ст. классов гимназий создавались классич. и реальные отделения.
Важным этапом в развитии Р. о. явилась шк. реформа 1864, в ходе к-рой наряду с классич. и гуманитарными гимназиями были учреждены 7-классные реальные гимназии (без древних языков). с общеобразоват. курсом, ориентированным на последующее обучение в отраслевых вузах Реальные гимназии были доступны для детей всех состояний и вероисповеданий, имели во многом сходную с классич гимназиями программу по общеобразоват. предметам и аналогичный порядок управления Шк. устав 1864 вызвал широкую обществ. полемику о целях и методах гимназич образования (см также в ст Гимназии). Мн сторонники P о, рассматривая его как общеобразовательное, критиковали узкопрактич. подход к содержанию шк. курса В ходе полемики опровергалось представление о необходимости изучения древних языков как универсальной основы общечеловеческого образования, в качестве средства умственного развития выдвигались дисциплины, обогащающие ученика полезными теоретич и практич. знаниями (см Материальное и формальное образование).
Практика реальных гимназий 60-х гг 19 в показала, что уровень преподавания в них не соответствовал потребностям подготовки учащихся к высшим уч заведениям, они не давали и полноценного проф. образования Численность учащихся в реальных уч заведениях неуклонно падала В результате шк. реформы 1871—12, направленной на усиление классич направления в общем ср. образовании, реальные гимназии были преобразованы в реальные уч-ща, программы к-рых переориентировались с учетом потребностей торговли и промети Целью реальных уч-щ объявлялось «общее образование, приспособленное к практич. потребностям и к приобретению техн. познаний» Предусматривалось параллельное преподавание общеобразоват. и спец. дисциплин Для подготовки учащихся к поступлению в отраслевые высшие уч заведения сверх 6-летнего курса был учрежден дополнит класс (к-рый мог также иметь спец. отделения, дававшие ср. техн. образование). Официально признанные всесословными, реальные уч заведения предназначались гл. обр. для детей купцов и промышленников, курс первых трех общеобразоват. классов соответствовал программе уездных уч-щ P о получило определенный проф. уклон, что вызвало резкую критику Устава реальных уч-щ в перио-дич печати Противники реформы считали необходимым сохранить общеобразоват. характер реальных уч заведений, настаивали на введении в них преподавания лат языка и разрешении воспитанникам поступать в ун-ты
В кон 80-х — нач 90-х гг в связи с пром подъемом, неудачей реформы классич образования вновь остро встала проблема развития P о В 1888 были изменены уч планы реальных уч-щ, к-рые стали давать общее образование Однако с целью сократить поступление «реалистов» в вузы МНП ограничило право перехода учащихся в дополнит класс и предписало направлять выпускников на гос. службу На 2-м съезде рус деятелей по техн. и проф. образованию (1895—96). состояние P о было признано не вполне удовлетворительным, предлагалось пересмотреть программы реальных уч-щ по всем осн.предметам, выдавать аттестаты только по окончании дополнит класса, открыть выпускникам более свободный доступ к высш. образованию Распространению P о содействовали также создававшиеся в сер. 90-х гг коммерческие училища, пользовавшиеся обществ. поддержкой В нач 20 в под давлением обществ. мнения «реалистам» было предоставлено право поступления на физ. -мат.н. мед ф-ты ун-тов (со сдачей дополнит экзамена по лат языку).
В процессе формирования в 20-х гг 20 в в СССР. единой трудовой школы реальные уч заведения как тип общеобразоват. школы прекратили существование С 1990 в Рос Федерации наряду с гуманитарными ср. уч заведениями создаются гимназии и лицеи техн. направления с изучением общеобразоват. дисциплин по определенному профилю.
Лит Шмидт Г К, История средних уч заведений в России, СПБ, 1878, Труды комитета второго съезда рус деятелей по техн. и проф. образованию, 1895—96 г. Секция реальных уч-щ, ч 1—3, 1896—97, Дудышкине Г, Программы реальных уч-щ, M, 1898, Рождественский С В, Ист обзор деятельности МНП, 1802—1902, СПБ, 1902, Пауль-с с и Ф, Ист очерк развития образования в Германии, [пер с нем], M, 1908, M и ж у с в II Г, Главные моменты в развитии зал -европ школы, M, 1913, ГанелинШ И, Очерки по истории ср. школы в России второй пол XIX в, M, 19542, Смирнов В 3, Реформа нач и ср. школы в 60-х гг XIX в, M, 1954, Константинов H А, Очерки по исто рии ср. школы Гимназии и реальные уч-ща в кон. ца XIX в до Февральской революции 1917 г, M, 19562, Егоров С Ф, Теория образования в педагогике России нач XX в, M, 1987, Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР, кон XIX — нач XX в, M, 1991, J a g с r O, Gymnasium und Realschule, B, 1871 А О Толстихина

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
142.42 кб

M-learning - новая реальность образования

Кувшинов С.
Читать PDF
249.68 кб

Образование, наука, социальная реальность

Ракитов Анатолий Ильич, Анисимова Алина Эмануиловна
Степень развития различных обществ определяется их человеческим капиталом. Источником повышения ценности человеческого капитала является образование, основанное на достижениях современной науки.
Читать PDF
188.40 кб

Философия образования: миф или реальность?

Волкова Полина Станиславовна
Читать PDF
448.32 кб

Искусство и образование: теории и реальность

Берлянчик Марк Моисеевич
В статье раскрывается содержание существующих в отечественной науке концепций массового музыкально-художественного обучения и воспитания подрастающего поколения.
Читать PDF
137.51 кб

Интернет-образование и виртуальная реальность

Ильин Г.
Читать PDF
299.17 кб

Образование взрослых : реальность и перспектива

Заславская О. В.
Рассматриваются актуальная проблема совершенствования системы образования взрослых как элемента непрерывного образования граждан, а также задачи, содержание, свойства, принципы и формы системы повышения квалификации с позиций форм
Читать PDF
437.81 кб

Применение дополненной реальности в образовании

Черкасов Кирилл Владимирович, Чистякова Наталья Сергеевна, Чернов Виктор Викторович
В статье приведены примеры использования технологии дополненной реальности в различных видах деятельности человека.
Читать PDF
448.17 кб

Образование: от реализма к виртуальной реальности

Коробкова Светлана Николаевна
Статья посвящена актуальному вопросу философскому осмыслению реформы образования. Утверждается, что в основу концепции современного преобразования системы образования должна быть положена философская теория.
Читать PDF
243.10 кб

Инертность системы образования: миф или реальность

Прямикова Елена Викторовна
Статья посвящена анализу реформирования российского школьного образования.
Читать PDF
300.38 кб

РЕФОРМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Попков Владимир Андреевич, Матюшин Алексей Аркадьевич
В статье изложен критический взгляд на тенден-ции развития современного образования в Российской Федерации в свете образовательных реформ конца XX начала XXI в.
Читать PDF
844.53 кб

Использование виртуальной реальности в образовании

Синегуб Александр Александрович
Читать PDF
248.11 кб

Проблемы образования: мифы, реальность, заблуждения

Аганов Альберт Вартанович
Статья написана по материалам многочисленных дискуссий последних лет на разных уровнях по проблемам школьного и вузовского образования.
Читать PDF
29.33 мб

Российское бизнес-образование: от мифов к реальности

Гордеева Дарья Сергеевна, Рябчук Павел Георгиевич, Корнеев Дмитрий Николаевич
Сущностные особенности вызовов современного времени требуют от образования в области менеджмента и управления ограниченного соединения последних достижений фундаментальной науки с практическим переосмыслением опыта прошлых лет.
Читать PDF
307.44 кб

Образование как культуротворчество: мифы и реальность

Евдокимов М.
Читать PDF
1.15 мб

Образование в контексте культуры: испытание реальностью

Сулимов Владимир Александрович
Статья посвящена проблеме субъекта образовательного процесса в современном культурологическом понимании, педагогической теории и образовательной практике.