РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
прикладное, практически направленное образование, целью которого является профессиональная подготовка работников к решению конкретных практических задач развития негосударственного сектора экономики и производства.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Образование реальное
вид общего среднего образования, предусматривающий изучение языков, естественно-математических наук, овладение учащимися системой знаний, имеющих практическую, прикладную жизненную направленность, целью которого является материальное образование (первая пол. ХVIII в.).
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Тип общего образования, в основу которого было положено усвоение учащимися практически полезных знаний. На занятиях главное место отводилось предметам естественно-математического цикла, изучались новые языки, специальные дисциплины. Реальные учебные заведения стали распространяться в конце XVIII в. главным образом в Германии, а также в России, где принципы Р. о. были заложены в эпоху реформ Петра I. Одним из первых реальных учебных заведений была Навигационная школа (Москва, 1701). Применительно к обучению языку реальное обучение может трактоваться как контекстное, т. е. направленное на овладение языком в конкретных сферах его употребления.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Реальное образование
тип общего образования, в основу которого положено усвоение учащимися практически полезных знаний. В отличие от классического образования, реальное образование не предусматривало обязательного преподавания древних языков, главное место отводилось предметам естественноматематического цикла, изучались новые языки, специальные дисциплины. Реальные учебные заведения стали распространяться в начале 18 века, главным образом, в России и Германии. Одними из первых реальных учебных заведений были Навигацкая школа (Москва, 1701 год) и Математическая и механическая реальная школа (Германия, 1706 год). В России принципы реального образования были заложены в эпоху реформ Петра I. Официальное оформление система Реального образования получила по положению МНП в 1839 году, для преподавания технических наук при средних учебных заведениях открывались реальные классы, в которые допускались не только ученики, но и слушатели «промышленного знания». Важным этапом в развитии реального образования стала школьная реформа 1864 года, в ходе которой наряду с классическими и гуманитарными гимназиями были учреждены 7-классные реальные гимназии (без древних языков) с общеобразовательным курсом, ориентированным на последующее обучение в отраслевых вузах.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (от лат. realis - действительный, вещественный)
тип общего образования, в основу которого положено усвоение учащимися практически полезных знаний. В отличие от классического образования, Р.о. не предусматривало обязательного преподавания древних языков, гл. место отводилось предметам естественно-математического цикла, изучались новые языки, специальные дисциплины. Реальные учебные заведения стали распространяться в начале 18 в., гл.о. в России и Германии. Одними из первых реальных учебных заведений были Навигацкая школа (Москва, 1701) и Математическая и механическая реальная школа (Германия, 1706; основатель этой школы Х. Землер и предложил название "Realschule" - реальная школа). В России принципы Р.о. были заложены в эпоху реформ Петра I. Официальное оформление система Р.о. получила по положению МНП 1839: для преподавания технических наук при средних учебных заведениях открывались реальные классы, в которые допускались не только ученики, но и слушатели "промышленного знания". Важным этапом в развитии Р.о. стала школьная реформа 1864, в ходе которой наряду с классическими и гуманитарными гимназиями были учреждены 7-классные реальные гимназии (без древних языков) с общеобразовательным курсом, ориентированным на последующее обучение в отраслевых вузах. Школьный устав 1864 вызвал широкую общественную полемику о целях и методах гимназического образования. Мн. сторонники Р.о., рассматривая его как общеобразовательное, критиковали узкопрактический подход к содержанию учебного курса. В ходе полемики опровергалось представление о необходимости изучения древних языков как универсальной основы общечеловеческой культуры. Практика реальных гимназий 60-х гг. 19 в. показала, что уровень преподавания в них не соответствовал потребностям подготовки учащихся к высшим учебным заведениям, они не давали и полноценного профессионального образования. В результате школьной реформы 1871-72, направленной на усиление классического направления в общем среднем образовании, реальные гимназии были преобразованы в реальные училища, программы которых переориентировались с учетом интересов торговли и промышленности. Предусматривалось параллельное преподавание общеобразовательных и специальных дисциплин. Был также учрежден дополнительный класс для подготовки учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. В конце 80-х - начале 90-х гг. вновь остро встала проблема развития Р.о. В 1888 были изменены учебные планы реальных училищ, которые стали давать общее образование. Однако с целью сократить поступление "реалистов" в вузы МНП ограничило право перехода учащихся в дополнительный класс и предписало направлять выпускников на государственную службу. На 2-м съезде по техническому и профессиональному образованию (1895-96) состояние Р.о. было признано неудовлетворительным, предлагалось пересмотреть программы реальных училищ, выдавать аттестаты только по окончании дополнительного класса, открыть выпускникам более свободный доступ к высшему образованию. Распространению Р.о. содействовали также создававшиеся в середине 90-х гг. коммерческие училища. В 1913 в России было 276 реальных учебных заведений (ок. 17 тыс. учащихся, 1/3 всех учащихся мужских средних учебных заведений). После 1917 реальные училища как тип учебного заведения были ликвидированы. С 1990 в Рос. Федерации наряду с гуманитарными средними учебными заведениями создаются гимназии и лицеи технического направления с изучением общеобразовательных дисциплин по определенному профилю. См. также Гимназии
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
от лат. realis — действительный, вещественный), тип общего образования, в основу к-рого положено усвоение учащимися практически полезных знаний. В отличие от классического образования, Р. о. не предусматривало обязательного преподавания древних языков, гл. место отводилось предметам естеств.-матем. цикла, изучались новые языки, спец. дисциплины. Потребность в Р. о. появилась в связи с развитием науки, пром-сти и торговли в период становления капитали-стич. уклада. Обществ, и пед. движение за осуществление Р. о. развивалось в противостоянии традиц. системе классич. образования. С особой силой это движение развернулось с сер. 19 в., хотя идеи Р. о. высказывались еще в 16—17 вв. На необходимость включения в шк. курсы практически полезных знаний указывали Я. А. Коменский, Дж. Локк, представители пиетизма и филантропизма, франц. просветители Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро. В кон. 19 в. теоретич. обоснованием Р. о. стала философия позитивизма, однако ее пед. интерпретация на практике приводила к проповеди утилитаризма в обучении (Г. Спенсер и др.). Аналогичный подход к целя Р. о. проявляется в концепциях прагматистской педагогики (Дж. Дьюи и др.).
Реальные учебные заведения стали распространяться в нач. 18 в., гл. обр. в Германии. Программа реальной школы, отражавшая особенности данного типа образования, разработана нем. педагогом А. Шпиллеке, создавшим в 1822 в Берлине уч. заведение, «преследующее практические цели». В число уч. предметов включались закон Божий, естеств. науки, математика, новые языки (франц. и англ.), история, география и рисование. Развитию реальных уч. заведений в Зап. Европе способствовало ослабление авторитета классич. образования из-за утвердившегося представления о нем как источнике распространения демокр. идей антич. культуры, оказавших влияние на идеологию франц. революции. На протяжении 19 в. сформировались разл. типы реальных школ с преобладанием как общеобразовательного, так и проф. направлений: уч-ща, реальные гимназии (с изучением лат. и греч. языков или без древних языков). и прогимназии, техн. и проф. школы, проф. отделения классич. гимназий (или соответствующих им уч. заведений). и т. п. В большинстве стран реальные уч. заведения не были уравнены в правах со школами, дававшими классич. образование, вплоть до 20 в. (ограниченный прием выпускников в высш. уч. заведения, отсутствие преимуществ при зачислении на гос. службу и др.). Реальные уч. заведения или реальные отделения при ср. школах существуют.н. в совр. системах образования ряда стран (Австрия, Италия, Франция, Германия, скандинавские страны, Япония). Подробнее см. статьи об отд. странах.
В России принципы Р. о. были заложены в проф. уч. заведениях, создававшихся в эпоху реформ Петра I (в их числе — Навигацкая школа). Частные реальные уч. заведения начали создаваться в кон. 20—30-х гг. 19 в. с целью распространения «технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности познаний». Постепенно программы этих уч. заведений расширялись и приобретали общеобразоват. характер. Офиц. оформление система Р. о. получила по положению МНП в 1839: для преподавания техн. наук при ср. уч. заведениях открывались реальные классы, в к-рые допускались не только ученики, но и др. слушатели «промышленного звания». Лица, окончившие курс и сдавшие экзамены, освобождались от рекрутской повинности. В 1840 в Варшаве была открыта реальная гимназия. В это же время на терр. Царства Польского 4-клас-сные уездные уч-ща были разделены на приготовительные (4-классные гимназии). и реальные, имевшие, в соответствии с местными потребностями, техн., коммерч. или агрономич. направления. Позднее начали открываться реальные курсы, на базе 3 ст. классов гимназий создавались классич. и реальные отделения.
Важным этапом в развитии Р. о. явилась шк. реформа 1864, в ходе к-рой наряду с классич. и гуманитарными гимназиями были учреждены 7-классные реальные гимназии (без древних языков). с общеобразоват. курсом, ориентированным на последующее обучение в отраслевых вузах Реальные гимназии были доступны для детей всех состояний и вероисповеданий, имели во многом сходную с классич гимназиями программу по общеобразоват. предметам и аналогичный порядок управления Шк. устав 1864 вызвал широкую обществ. полемику о целях и методах гимназич образования (см также в ст Гимназии). Мн сторонники P о, рассматривая его как общеобразовательное, критиковали узкопрактич. подход к содержанию шк. курса В ходе полемики опровергалось представление о необходимости изучения древних языков как универсальной основы общечеловеческого образования, в качестве средства умственного развития выдвигались дисциплины, обогащающие ученика полезными теоретич и практич. знаниями (см Материальное и формальное образование).
Практика реальных гимназий 60-х гг 19 в показала, что уровень преподавания в них не соответствовал потребностям подготовки учащихся к высшим уч заведениям, они не давали и полноценного проф. образования Численность учащихся в реальных уч заведениях неуклонно падала В результате шк. реформы 1871—12, направленной на усиление классич направления в общем ср. образовании, реальные гимназии были преобразованы в реальные уч-ща, программы к-рых переориентировались с учетом потребностей торговли и промети Целью реальных уч-щ объявлялось «общее образование, приспособленное к практич. потребностям и к приобретению техн. познаний» Предусматривалось параллельное преподавание общеобразоват. и спец. дисциплин Для подготовки учащихся к поступлению в отраслевые высшие уч заведения сверх 6-летнего курса был учрежден дополнит класс (к-рый мог также иметь спец. отделения, дававшие ср. техн. образование). Официально признанные всесословными, реальные уч заведения предназначались гл. обр. для детей купцов и промышленников, курс первых трех общеобразоват. классов соответствовал программе уездных уч-щ P о получило определенный проф. уклон, что вызвало резкую критику Устава реальных уч-щ в перио-дич печати Противники реформы считали необходимым сохранить общеобразоват. характер реальных уч заведений, настаивали на введении в них преподавания лат языка и разрешении воспитанникам поступать в ун-ты
В кон 80-х — нач 90-х гг в связи с пром подъемом, неудачей реформы классич образования вновь остро встала проблема развития P о В 1888 были изменены уч планы реальных уч-щ, к-рые стали давать общее образование Однако с целью сократить поступление «реалистов» в вузы МНП ограничило право перехода учащихся в дополнит класс и предписало направлять выпускников на гос. службу На 2-м съезде рус деятелей по техн. и проф. образованию (1895—96). состояние P о было признано не вполне удовлетворительным, предлагалось пересмотреть программы реальных уч-щ по всем осн.предметам, выдавать аттестаты только по окончании дополнит класса, открыть выпускникам более свободный доступ к высш. образованию Распространению P о содействовали также создававшиеся в сер. 90-х гг коммерческие училища, пользовавшиеся обществ. поддержкой В нач 20 в под давлением обществ. мнения «реалистам» было предоставлено право поступления на физ. -мат.н. мед ф-ты ун-тов (со сдачей дополнит экзамена по лат языку).
В процессе формирования в 20-х гг 20 в в СССР. единой трудовой школы реальные уч заведения как тип общеобразоват. школы прекратили существование С 1990 в Рос Федерации наряду с гуманитарными ср. уч заведениями создаются гимназии и лицеи техн. направления с изучением общеобразоват. дисциплин по определенному профилю.
Лит Шмидт Г К, История средних уч заведений в России, СПБ, 1878, Труды комитета второго съезда рус деятелей по техн. и проф. образованию, 1895—96 г. Секция реальных уч-щ, ч 1—3, 1896—97, Дудышкине Г, Программы реальных уч-щ, M, 1898, Рождественский С В, Ист обзор деятельности МНП, 1802—1902, СПБ, 1902, Пауль-с с и Ф, Ист очерк развития образования в Германии, [пер с нем], M, 1908, M и ж у с в II Г, Главные моменты в развитии зал -европ школы, M, 1913, ГанелинШ И, Очерки по истории ср. школы в России второй пол XIX в, M, 19542, Смирнов В 3, Реформа нач и ср. школы в 60-х гг XIX в, M, 1954, Константинов H А, Очерки по исто рии ср. школы Гимназии и реальные уч-ща в кон. ца XIX в до Февральской революции 1917 г, M, 19562, Егоров С Ф, Теория образования в педагогике России нач XX в, M, 1987, Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР, кон XIX — нач XX в, M, 1991, J a g с r O, Gymnasium und Realschule, B, 1871 А О Толстихина
Реальные учебные заведения стали распространяться в нач. 18 в., гл. обр. в Германии. Программа реальной школы, отражавшая особенности данного типа образования, разработана нем. педагогом А. Шпиллеке, создавшим в 1822 в Берлине уч. заведение, «преследующее практические цели». В число уч. предметов включались закон Божий, естеств. науки, математика, новые языки (франц. и англ.), история, география и рисование. Развитию реальных уч. заведений в Зап. Европе способствовало ослабление авторитета классич. образования из-за утвердившегося представления о нем как источнике распространения демокр. идей антич. культуры, оказавших влияние на идеологию франц. революции. На протяжении 19 в. сформировались разл. типы реальных школ с преобладанием как общеобразовательного, так и проф. направлений: уч-ща, реальные гимназии (с изучением лат. и греч. языков или без древних языков). и прогимназии, техн. и проф. школы, проф. отделения классич. гимназий (или соответствующих им уч. заведений). и т. п. В большинстве стран реальные уч. заведения не были уравнены в правах со школами, дававшими классич. образование, вплоть до 20 в. (ограниченный прием выпускников в высш. уч. заведения, отсутствие преимуществ при зачислении на гос. службу и др.). Реальные уч. заведения или реальные отделения при ср. школах существуют.н. в совр. системах образования ряда стран (Австрия, Италия, Франция, Германия, скандинавские страны, Япония). Подробнее см. статьи об отд. странах.
В России принципы Р. о. были заложены в проф. уч. заведениях, создававшихся в эпоху реформ Петра I (в их числе — Навигацкая школа). Частные реальные уч. заведения начали создаваться в кон. 20—30-х гг. 19 в. с целью распространения «технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности познаний». Постепенно программы этих уч. заведений расширялись и приобретали общеобразоват. характер. Офиц. оформление система Р. о. получила по положению МНП в 1839: для преподавания техн. наук при ср. уч. заведениях открывались реальные классы, в к-рые допускались не только ученики, но и др. слушатели «промышленного звания». Лица, окончившие курс и сдавшие экзамены, освобождались от рекрутской повинности. В 1840 в Варшаве была открыта реальная гимназия. В это же время на терр. Царства Польского 4-клас-сные уездные уч-ща были разделены на приготовительные (4-классные гимназии). и реальные, имевшие, в соответствии с местными потребностями, техн., коммерч. или агрономич. направления. Позднее начали открываться реальные курсы, на базе 3 ст. классов гимназий создавались классич. и реальные отделения.
Важным этапом в развитии Р. о. явилась шк. реформа 1864, в ходе к-рой наряду с классич. и гуманитарными гимназиями были учреждены 7-классные реальные гимназии (без древних языков). с общеобразоват. курсом, ориентированным на последующее обучение в отраслевых вузах Реальные гимназии были доступны для детей всех состояний и вероисповеданий, имели во многом сходную с классич гимназиями программу по общеобразоват. предметам и аналогичный порядок управления Шк. устав 1864 вызвал широкую обществ. полемику о целях и методах гимназич образования (см также в ст Гимназии). Мн сторонники P о, рассматривая его как общеобразовательное, критиковали узкопрактич. подход к содержанию шк. курса В ходе полемики опровергалось представление о необходимости изучения древних языков как универсальной основы общечеловеческого образования, в качестве средства умственного развития выдвигались дисциплины, обогащающие ученика полезными теоретич и практич. знаниями (см Материальное и формальное образование).
Практика реальных гимназий 60-х гг 19 в показала, что уровень преподавания в них не соответствовал потребностям подготовки учащихся к высшим уч заведениям, они не давали и полноценного проф. образования Численность учащихся в реальных уч заведениях неуклонно падала В результате шк. реформы 1871—12, направленной на усиление классич направления в общем ср. образовании, реальные гимназии были преобразованы в реальные уч-ща, программы к-рых переориентировались с учетом потребностей торговли и промети Целью реальных уч-щ объявлялось «общее образование, приспособленное к практич. потребностям и к приобретению техн. познаний» Предусматривалось параллельное преподавание общеобразоват. и спец. дисциплин Для подготовки учащихся к поступлению в отраслевые высшие уч заведения сверх 6-летнего курса был учрежден дополнит класс (к-рый мог также иметь спец. отделения, дававшие ср. техн. образование). Официально признанные всесословными, реальные уч заведения предназначались гл. обр. для детей купцов и промышленников, курс первых трех общеобразоват. классов соответствовал программе уездных уч-щ P о получило определенный проф. уклон, что вызвало резкую критику Устава реальных уч-щ в перио-дич печати Противники реформы считали необходимым сохранить общеобразоват. характер реальных уч заведений, настаивали на введении в них преподавания лат языка и разрешении воспитанникам поступать в ун-ты
В кон 80-х — нач 90-х гг в связи с пром подъемом, неудачей реформы классич образования вновь остро встала проблема развития P о В 1888 были изменены уч планы реальных уч-щ, к-рые стали давать общее образование Однако с целью сократить поступление «реалистов» в вузы МНП ограничило право перехода учащихся в дополнит класс и предписало направлять выпускников на гос. службу На 2-м съезде рус деятелей по техн. и проф. образованию (1895—96). состояние P о было признано не вполне удовлетворительным, предлагалось пересмотреть программы реальных уч-щ по всем осн.предметам, выдавать аттестаты только по окончании дополнит класса, открыть выпускникам более свободный доступ к высш. образованию Распространению P о содействовали также создававшиеся в сер. 90-х гг коммерческие училища, пользовавшиеся обществ. поддержкой В нач 20 в под давлением обществ. мнения «реалистам» было предоставлено право поступления на физ. -мат.н. мед ф-ты ун-тов (со сдачей дополнит экзамена по лат языку).
В процессе формирования в 20-х гг 20 в в СССР. единой трудовой школы реальные уч заведения как тип общеобразоват. школы прекратили существование С 1990 в Рос Федерации наряду с гуманитарными ср. уч заведениями создаются гимназии и лицеи техн. направления с изучением общеобразоват. дисциплин по определенному профилю.
Лит Шмидт Г К, История средних уч заведений в России, СПБ, 1878, Труды комитета второго съезда рус деятелей по техн. и проф. образованию, 1895—96 г. Секция реальных уч-щ, ч 1—3, 1896—97, Дудышкине Г, Программы реальных уч-щ, M, 1898, Рождественский С В, Ист обзор деятельности МНП, 1802—1902, СПБ, 1902, Пауль-с с и Ф, Ист очерк развития образования в Германии, [пер с нем], M, 1908, M и ж у с в II Г, Главные моменты в развитии зал -европ школы, M, 1913, ГанелинШ И, Очерки по истории ср. школы в России второй пол XIX в, M, 19542, Смирнов В 3, Реформа нач и ср. школы в 60-х гг XIX в, M, 1954, Константинов H А, Очерки по исто рии ср. школы Гимназии и реальные уч-ща в кон. ца XIX в до Февральской революции 1917 г, M, 19562, Егоров С Ф, Теория образования в педагогике России нач XX в, M, 1987, Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР, кон XIX — нач XX в, M, 1991, J a g с r O, Gymnasium und Realschule, B, 1871 А О Толстихина
Источник: Российская педагогическая энциклопедия