РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Найдено 1 определение
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
(РТВ) – учебный курс, который введен для развития творческого воображения учащихся и студентов в техническом вузе и начальных и средних профессиональных учебных заведениях. В этом курсе изучаются приемы фантазирования, которые, по существу, являются инструментами управления фантазией, самым сложным видом творческого воображения.
Эти приемы выявлены автором ТРИЗ Г.С. Альтшуллером и его последователями в результате анализа большого количества научно-фантастических произведений (А. Азимов, Г. Альтов, П. Амнуэль, А. Беляев, Ж. Верн, Г. Гуревич, В. Журавлева, С. Лем, Р. Шекли, Г. Уэллс и др.) – своеобразного «патентного» фонда фантастических идей. К таким приемам относятся: увеличение – уменьшение (изменяемый параметр – размер объекта); ускорение – замедление (изменяемые параметры – время, скорость); динамизация – статика (неизменяемый объект сделать меняющимся и наоборот); универсализация – ограничение (действие объекта распространяется на большой класс явлений или наоборот – действие универсального факта ограничивается); дробление – объединение (разделение на составные части и наоборот); квантование – непрерывность (если действие объекта было непрерывным, сделать его прерывистым, и наоборот); изменение свойств (изменить наименее изменяемые свойства объекта или среды); инверсия (сделать наоборот) – наиболее общий прием (функция, свойство или сам объект меняется на противоположный).Другим инструментом для РТВ служит оператор РВС (размер, время, стоимость). Оператор РВС включает в себя шесть мысленных экспериментов, перестраивающих условия задачи: размер объекта увеличивается последовательно на порядок, на два порядка и т.д. до бесконечности, затем уменьшается также последовательно на порядок, два порядка и т.д. и при каждом изменении размеров объекта появляется новое качество объекта. При каждом таком мысленном эксперименте нужно суметь представить объект.
Изменение времени и стоимости проводится в такой же последовательности. Оператор РВС расковывает мысль и развивает творческое воображение. Он используется также и для преодоления инерции мышления.
Управление фантазией – одно из важнейших качеств творческого мышления.
Лит.: Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии (Прелюдия к теории развития творческого воображения) // Шанс на приключение / Сост. А.Б. Селюцкий. – Петрозаводск, 1991; Зиновкина М.М., Гареев Р.Т., Юрасов А.Б. Творческое воображение и фантазия: Учебное пособие. – М., 1998; Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. – Ярославль, 1996; Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. – М., 1990.
М.М. Зиновкина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
245.48 кб

Бумагопластика как средство развития творческого воображения

Тутова Лидия Александровна
В статье рассматриваются разные техники в бумагопластике для развития воображения у детей дошкольного возраста.
Читать PDF
947.31 кб

Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников

Евсеева Татьяна Олеговна
Проблемы детской одаренности, развития творческого мышления дошкольников являются актуальными проблемами современного дошкольного образования.
Читать PDF
1.33 мб

Тренинг по развития творческого воображения в начальной школе

Алексашина Ольга Викторовна
В статье рассматривается тренинг креативного мышления во внеурочной деятельности.
Читать PDF
1.18 мб

Развитие воображения и творческого мышления младших школьников

Отточка А.А.
В статье идет речь о развитии воображения и творческого мышления младших школьни-ков при использовании различных упражнений, направленных на развитие воображения, фантазии, мышления, координации движений, речи, мелкой моторики пал
Читать PDF
872.81 кб

Средства развития системного мышления и творческого воображения

Бурухин Сергей Федорович, Дубинин Александр Павлович
Читать PDF
1.03 мб

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Волгуснова Екатерина Андреевна, Айкуджинова Айгуль Байкешовна
В данной статье представлена теоретико-эмпирическое исследование общих, специфических, половых и индивидуальных особенностей проявления творческого воображения у учащихся старшего школьного возраста на материале теста креативности
Читать PDF
317.43 кб

Ментальные технологии в развитии творческого мышления и воображения

Суворов Николай Николаевич
Статья посвящена исследованию природы ментальности. Рассматриваются особенности мыслительных процессов, трудности их вербализации. Медитативные практики становятся главным инструментом развития творческого мышления и воображения.
Читать PDF
257.73 кб

Особенности развития творческого воображения детей шестого года жизни

Шинкарева Надежда Алексеевна, Карманова Анна Викторовна
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие творческого воображения свидетельствует о непосредственной роли воображения в умственном развитии ребёнка, а также общего психического развития
Читать PDF
1.04 мб

Развитие творческого воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Симановский Андрей Эдгарович, Ершова Надежда Геннадьевна
В статье представлена концепция развития творческого воображения у дошкольников. Согласно данной концепции развитие творческого воображения проходит четыре этапа.
Читать PDF
386.14 кб

Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников

Волгуснова Екатерина Андреевна
В статье описываются такие специфические особенности творческого воображения как половые, возрастные особенности детей младшего школьного возраста, проявляющиеся в ассоциациях, сказочных импровизация и комических конструкциях.
Читать PDF
1.54 мб

Развитие творческого воображения учащихся на уроке словесности в современной школе

Давыдова Мария Сергеевна
В статье рассматривается проблема развития творческого воображения учащихся на уроке русского языка.
Читать PDF
169.23 кб

Развитие творческого воображения учащихся на уроке словесности в современной школе

Давыдова М.С.
Творческое воображение является необходимым условием развития личности современного школьника. Автор показывает, что средством развития творческого воображения и связной речи школьников становится архитектурный образ.
Читать PDF
1.04 мб

Проблема агрессии у дошкольников с разным уровнем развития творческого воображения

Тютюева Ирина Анатольевна, Тетерина Мария Владимировна
В статье раскрывается проблема агрессии у дошкольников. Делается сравни-тельный анализ таких понятий, как агрессия и агрессивность, рассматриваются различные точки зрения ученых на классификацию, виды и формы агрессии.
Читать PDF
733.76 кб

Роль творческого воображения в развитии эмоциональной памяти студентов-переводчиков

Торопко Раиса Викторовна, Сапига Елена Валентиновна
Авторы статьи характеризуют виды воображения, рассматривают влияние эмоционального фактора на развитие памяти будущих специалистов.
Читать PDF
769.50 кб

Занятия по развитию творческого воображения старшеклассников на материале музееведения

Мышева Татьяна Петровна
Статья посвящена вопросам организации занятий по развитию творческого воображения на музейном материале.