(РТВ) – учебный курс, который введен для развития творческого воображения учащихся и студентов в техническом вузе и начальных и средних профессиональных учебных заведениях. В этом курсе изучаются приемы фантазирования, которые, по существу, являются инструментами управления фантазией, самым сложным видом творческого воображения.
Эти приемы выявлены автором ТРИЗ Г.С. Альтшуллером и его последователями в результате анализа большого количества научно-фантастических произведений (А. Азимов, Г. Альтов, П. Амнуэль, А. Беляев, Ж. Верн, Г. Гуревич, В. Журавлева, С. Лем, Р. Шекли, Г. Уэллс и др.) – своеобразного «патентного» фонда фантастических идей. К таким приемам относятся: увеличение – уменьшение (изменяемый параметр – размер объекта); ускорение – замедление (изменяемые параметры – время, скорость); динамизация – статика (неизменяемый объект сделать меняющимся и наоборот); универсализация – ограничение (действие объекта распространяется на большой класс явлений или наоборот – действие универсального факта ограничивается); дробление – объединение (разделение на составные части и наоборот); квантование – непрерывность (если действие объекта было непрерывным, сделать его прерывистым, и наоборот); изменение свойств (изменить наименее изменяемые свойства объекта или среды); инверсия (сделать наоборот) – наиболее общий прием (функция, свойство или сам объект меняется на противоположный).Другим инструментом для РТВ служит оператор РВС (размер, время, стоимость). Оператор РВС включает в себя шесть мысленных экспериментов, перестраивающих условия задачи: размер объекта увеличивается последовательно на порядок, на два порядка и т.д. до бесконечности, затем уменьшается также последовательно на порядок, два порядка и т.д. и при каждом изменении размеров объекта появляется новое качество объекта. При каждом таком мысленном эксперименте нужно суметь представить объект.
Изменение времени и стоимости проводится в такой же последовательности. Оператор РВС расковывает мысль и развивает творческое воображение. Он используется также и для преодоления инерции мышления.
Управление фантазией – одно из важнейших качеств творческого мышления.
Лит.: Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии (Прелюдия к теории развития творческого воображения) // Шанс на приключение / Сост. А.Б. Селюцкий. – Петрозаводск, 1991; Зиновкина М.М., Гареев Р.Т., Юрасов А.Б. Творческое воображение и фантазия: Учебное пособие. – М., 1998; Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. – Ярославль, 1996; Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. – М., 1990.
М.М. Зиновкина
245.48 кб
Бумагопластика как средство развития творческого воображения
В статье рассматриваются разные техники в бумагопластике для развития воображения у детей дошкольного возраста.