. Трудовая деятельность рабочего высокой квалификации характеризуется тем, что в ней непрерывно возрастает удельный вес функций технологического мышления. Развитие этих функций является наиболее трудоемкой задачей, требующей, чтобы обучаемый обладал хорошими профессиональными знаниями, навыками, умениями и опытом.
В настоящее время в процессе изучения технологического процесса обработки деталей учащиеся осваивают приемы конкретной технологии, изучают операции и комплексы, привязывают их к определенным деталям. Научившись овладению навыками выполнения операций, учащийся почти не получает навыков творческого характера – навыков составления рациональной последовательности операций. А между тем в профессиональной педагогике Б.И. Общадко разработана такая методика обучения, которая позволяет все многообразие поисковых действий при решении любой технологической задачи свести в единую логическую схему или алгоритм решения.
В результате изучения и анализа нескольких (как и прежде) конкретных технологий сформулированы общие принципы построения технологического процесса. Так был совершен качественный скачок в профессионально-техническом обучении. Вооруженный этими общими принципами, учащийся получил возможность решать творческую задачу, очень важную для его квалификации, – он получил возможность технологически грамотно строить процесс обработки любых (а не только изученных) деталей.
Это методическое новшество было узаконено программой по специальной технологии. Возможность закрепить эти знания, т.е. превратить их в умения, нужно обеспечить на уроках производственного обучения. Нельзя предлагать учащимся готовую технологию (даже составленную грамотно) или позволять создавать им свою по интуиции. Учащийся должен систематически упражняться в применении общих принципов к конкретным условиям обработки, только тогда будет достигнут действительно полноценный результат новой методики теоретического обучения.
Накоплен опыт развития технологического мышления у учащихся слесарей. Так, в некоторых училищах формирование и развитие технологического мышления при изучении специальной технологии слесарного дела (ремонтники, инструментальщики) осуществляется в три этапа: психологическая подготовка учащихся к формированию и развитию технологического мышления; формирование и развитие технологического мышления при изучении операционных тем; развитие технологического мышления при изучении разделов специальной технологии по изучаемой профессии.
Слесарные операции отличаются друг от друга содержанием, сложностью, значимостью, технологическими особенностями и другими признаками. Вместе с тем в операциях основ слесарного дела много общего, характерного для данной профессии (основные законы технологии машиностроения, принципы организации труда и др.). Такая общность слесарных операций положена в основу названной методики.В общем виде эта методика представляет модель-алгоритм, согласно которой обучение производится по единой для всех схеме – поэтапно, в технологической последовательности, характерной не только для данной операции, но и для технологического процесса слесарной обработки в целом. Модель-алгоритм – это развернутая схема строго последовательного шестиэтапного изучения каждой слесарной операции (см. схему).
Такое построение учебного процесса и система изучения операционных тем по единой схеме способствуют более прочному запоминанию, чем при механическом заучивании.
Для облегчения изучения операции весь материал каждого этапа оформлен в виде крупных щитов. Они развешаны на стене у доски, хорошо обозримы и служат учащимся помощниками при изучении каждой операции.
Преподаватель специальной технологии слесарного дела училища № 3 г. Перми К. Королев разработал для учащихся технологические планшеты, представляющие собой деревянные коробки типа пенала размером 100 х 140 х 40 мм с выдвижной фанерной крышкой: детали в них стальные или алюминиевые, разнообразной формы, как правило, плоские.
На выдвижной крышке планшета указаны его номер и тема программы: «Технологический процесс слесарной обработки деталей».
В планшете размещены: карточка-задание, содержащая рабочий чертеж обрабатываемой детали и текст задания для учащегося (рабочий чертеж покрыт прозрачной пленкой, которая приклеена к планшету клеем АГО); натуральная заготовка детали с припусками на обработку; образец второй детали.
В училище изготовлено тридцать планшетов – для каждого учащегося.
Таким образом, учащийся, приступая впервые к довольно сложной для него работе – самостоятельному составлению технологической карты слесарной обработки детали, имеет возможность видеть кроме рабочего чертежа заготовку и готовую деталь, замерить их, сравнить и более ясно представить себе всю технологию обработки.
Кроме того, ему в помощь на внутренней стороне выдвижной крышки каждого планшета даны «Методические советы при составлении технологической карты слесарной обработки детали», с которыми он должен ознакомиться прежде, чем приступить к выполнению задания.
Следовательно, овладение новыми методическими приемами зависит от субъективного фактора – уровня теоретической подготовки мастера. Квалифицированный мастер безусловно воспользуется новой методикой. В противном случае навыки у учащихся получаются неосознанными, а знания по специальной технологии формальными и непрочными.
Большинство существующих учебных пособий, преподнося материал в форме готовых обобщений, не учат мыслить. Учебный материал должен быть разбит на небольшие логически взаимосвязанные части. Изложение каждой части должно заканчиваться вопросом, ответ на который скрыт в контексте. Учащемуся придется не «учить», а раздумывать, учиться мыслить.
Анализ работы училища показал, что многие учащиеся не умеют применять теоретические знания на практике, обосновывать выбранную последовательность выполнения работ, устанавливать степень ее рациональности с учетом конкретных условий (имеющегося оборудования, инструмента, материалов и др.). Очевидно, в процессе производственного обучения у учащихся не были сформированы навыки технического мышления. Это обусловлено в определенной степени тем, что учебно-производственные и производственные задачи, решаемые учащимися, как правило, имеют репродуктивный характер. Почти отсутствуют задачи продуктивные, требующие использования различных сравнительно сложных приемов умственной деятельности. На необходимость решения творческих задач в процессе производственного обучения указывают многие педагоги и психологи. Необходима разработка системы комплексных продуктивных задач, которыерешаются на уроках специальной технологии и практически воплощаются на занятиях по производственному обучению.
Большое значение для развития технологического мышления в процессе производственного обучения имеет применение проблемного обучения.
Проблемное обучение осуществляется путем постановки подобранных вопросов и заданий поискового характера посредством:
1) проблемного изложения знаний – поиск ведет мастер, а учащиеся следят за ходом его рассуждений, направленных на решение проблемы;
2) исследовательского метода – высокой степени самостоятельного добывания знаний, когда познавательная деятельность учащихся приближается к исследовательской работе;
3) частично поискового метода – средней степени самостоятельного добывания знаний, когда учащиеся самостоятельно осуществляют отдельные элементы поиска (см. Проблемное обучение).
Лит.: Общадко Б.И. Основы методики обучения учащихся ПТУ принципам построения технологических процессов. – М., 1986; Батышев С.Я. Научная организация учебно- воспитательного процесса. – М., 1975.
С.Я. Батышев
РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.