РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Найдено 1 определение
РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
. Трудовая деятельность рабочего высокой квалификации характеризуется тем, что в ней непрерывно возрастает удельный вес функций технологического мышления. Развитие этих функций является наиболее трудоемкой задачей, требующей, чтобы обучаемый обладал хорошими профессиональными знаниями, навыками, умениями и опытом.
В настоящее время в процессе изучения технологического процесса обработки деталей учащиеся осваивают приемы конкретной технологии, изучают операции и комплексы, привязывают их к определенным деталям. Научившись овладению навыками выполнения операций, учащийся почти не получает навыков творческого характера – навыков составления рациональной последовательности операций. А между тем в профессиональной педагогике Б.И. Общадко разработана такая методика обучения, которая позволяет все многообразие поисковых действий при решении любой технологической задачи свести в единую логическую схему или алгоритм решения.
В результате изучения и анализа нескольких (как и прежде) конкретных технологий сформулированы общие принципы построения технологического процесса. Так был совершен качественный скачок в профессионально-техническом обучении. Вооруженный этими общими принципами, учащийся получил возможность решать творческую задачу, очень важную для его квалификации, – он получил возможность технологически грамотно строить процесс обработки любых (а не только изученных) деталей.
Это методическое новшество было узаконено программой по специальной технологии. Возможность закрепить эти знания, т.е. превратить их в умения, нужно обеспечить на уроках производственного обучения. Нельзя предлагать учащимся готовую технологию (даже составленную грамотно) или позволять создавать им свою по интуиции. Учащийся должен систематически упражняться в применении общих принципов к конкретным условиям обработки, только тогда будет достигнут действительно полноценный результат новой методики теоретического обучения.
Накоплен опыт развития технологического мышления у учащихся слесарей. Так, в некоторых училищах формирование и развитие технологического мышления при изучении специальной технологии слесарного дела (ремонтники, инструментальщики) осуществляется в три этапа: психологическая подготовка учащихся к формированию и развитию технологического мышления; формирование и развитие технологического мышления при изучении операционных тем; развитие технологического мышления при изучении разделов специальной технологии по изучаемой профессии.
Слесарные операции отличаются друг от друга содержанием, сложностью, значимостью, технологическими особенностями и другими признаками. Вместе с тем в операциях основ слесарного дела много общего, характерного для данной профессии (основные законы технологии машиностроения, принципы организации труда и др.). Такая общность слесарных операций положена в основу названной методики.В общем виде эта методика представляет модель-алгоритм, согласно которой обучение производится по единой для всех схеме – поэтапно, в технологической последовательности, характерной не только для данной операции, но и для технологического процесса слесарной обработки в целом. Модель-алгоритм – это развернутая схема строго последовательного шестиэтапного изучения каждой слесарной операции (см. схему).
Такое построение учебного процесса и система изучения операционных тем по единой схеме способствуют более прочному запоминанию, чем при механическом заучивании.
Для облегчения изучения операции весь материал каждого этапа оформлен в виде крупных щитов. Они развешаны на стене у доски, хорошо обозримы и служат учащимся помощниками при изучении каждой операции.
Преподаватель специальной технологии слесарного дела училища № 3 г. Перми К. Королев разработал для учащихся технологические планшеты, представляющие собой деревянные коробки типа пенала размером 100 х 140 х 40 мм с выдвижной фанерной крышкой: детали в них стальные или алюминиевые, разнообразной формы, как правило, плоские.
На выдвижной крышке планшета указаны его номер и тема программы: «Технологический процесс слесарной обработки деталей».
В планшете размещены: карточка-задание, содержащая рабочий чертеж обрабатываемой детали и текст задания для учащегося (рабочий чертеж покрыт прозрачной пленкой, которая приклеена к планшету клеем АГО); натуральная заготовка детали с припусками на обработку; образец второй детали.
В училище изготовлено тридцать планшетов – для каждого учащегося.
Таким образом, учащийся, приступая впервые к довольно сложной для него работе – самостоятельному составлению технологической карты слесарной обработки детали, имеет возможность видеть кроме рабочего чертежа заготовку и готовую деталь, замерить их, сравнить и более ясно представить себе всю технологию обработки.
Кроме того, ему в помощь на внутренней стороне выдвижной крышки каждого планшета даны «Методические советы при составлении технологической карты слесарной обработки детали», с которыми он должен ознакомиться прежде, чем приступить к выполнению задания.
Следовательно, овладение новыми методическими приемами зависит от субъективного фактора – уровня теоретической подготовки мастера. Квалифицированный мастер безусловно воспользуется новой методикой. В противном случае навыки у учащихся получаются неосознанными, а знания по специальной технологии формальными и непрочными.
Большинство существующих учебных пособий, преподнося материал в форме готовых обобщений, не учат мыслить. Учебный материал должен быть разбит на небольшие логически взаимосвязанные части. Изложение каждой части должно заканчиваться вопросом, ответ на который скрыт в контексте. Учащемуся придется не «учить», а раздумывать, учиться мыслить.
Анализ работы училища показал, что многие учащиеся не умеют применять теоретические знания на практике, обосновывать выбранную последовательность выполнения работ, устанавливать степень ее рациональности с учетом конкретных условий (имеющегося оборудования, инструмента, материалов и др.). Очевидно, в процессе производственного обучения у учащихся не были сформированы навыки технического мышления. Это обусловлено в определенной степени тем, что учебно-производственные и производственные задачи, решаемые учащимися, как правило, имеют репродуктивный характер. Почти отсутствуют задачи продуктивные, требующие использования различных сравнительно сложных приемов умственной деятельности. На необходимость решения творческих задач в процессе производственного обучения указывают многие педагоги и психологи. Необходима разработка системы комплексных продуктивных задач, которыерешаются на уроках специальной технологии и практически воплощаются на занятиях по производственному обучению.
Большое значение для развития технологического мышления в процессе производственного обучения имеет применение проблемного обучения.
Проблемное обучение осуществляется путем постановки подобранных вопросов и заданий поискового характера посредством:
1) проблемного изложения знаний – поиск ведет мастер, а учащиеся следят за ходом его рассуждений, направленных на решение проблемы;
2) исследовательского метода – высокой степени самостоятельного добывания знаний, когда познавательная деятельность учащихся приближается к исследовательской работе;
3) частично поискового метода – средней степени самостоятельного добывания знаний, когда учащиеся самостоятельно осуществляют отдельные элементы поиска (см. Проблемное обучение).
Лит.: Общадко Б.И. Основы методики обучения учащихся ПТУ принципам построения технологических процессов. – М., 1986; Батышев С.Я. Научная организация учебно- воспитательного процесса. – М., 1975.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
233.74 кб

Задачный подход как средство развития технологического мышления студентов технического ссуза

Кобякова Марина Валерьевна
В статье раскрыты сущность и структура технологического мышления, обоснована целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и задачного подхода для развития технологического мышления студентов техни
Читать PDF
1.24 мб

Определение уровня развития технологического мышления студентов технического учебного заведения

Кобякова Марина Валерьевна
Представлен пример определения уровня развития технологического мышления студентов средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) через задачную технологию при проведении исследования.
Читать PDF
174.81 кб

Развитие технологического мышления студентов средствами информационно-коммуникационных технологий

Кобякова Марина Валерьевна
В статье предложены определение сущности и структуры технологического мышления студентов. Обоснована необходимость развития технологического мышления средствами ИКТ.
Читать PDF
176.97 кб

Развитие технологического мышления студентов технического ссуза средствами информационно-коммуникаци

Кобякова М. В.
В статье предложены определение сущности и структуры технологического мышления студентов техникума. Рассмотрены дифференциация и типология задач с целью развития технологического мышления средствами ИКТ.