РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ
закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях [80, c. 461].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ
становление специфически человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности ребенка. Вопрос об условиях и движущих силах Р.п. долгое время оставался дискуссионным. Одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности (Ф. Гальтон и др.), другие приписывали ведущую роль среде (Дж. Уотсон и др.), третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют друг с другом (В. Штерн). Отечественные психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.), исходя из положений о "присвоении" отдельным человеком произведений материальной и духовной культуры, созданных обществом, заложили основы теории Р.п. ребенка и выяснили специфическое отличие этого процесса от развития психики животных. В развитии ребенка ведущую роль приобретает социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Ребенком не только приобретаются отдельные знания и умения, но и развиваются способности, формируется личность ребенка. Врожденные свойства организма являются необходимыми условиями, но не движущими причинами Р.п., они создают анатомо-физиологические предпосылки для формирования новых видов психической деятельности, но не определяют ни их содержания, ни их структуры. Как указывал Выготский, ни одно из специфически человеческих психических качеств (логическое мышление, воображение, волевая регуляция действий и т.д.) не может возникнуть лишь путем вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств требуются определенные социальные условия жизни и воспитания. Роль среды в Р.п. понимается по-разному, в зависимости от осмысления общей природы изучаемого генетического процесса. Социальная среда (и преобразованная человеком природа) является не просто внешним условием, а подлинным источником развития ребенка. Социальным опытом, воплощенным в орудиях труда, языке, произведениях науки и искусства и т.д., дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми. Усложнение и обогащение форм общения открывают перед ребенком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода Р.п. Усвоение детьми общественного опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме. Проблема роли различных видов деятельности в Р.п. ребенка интенсивно разрабатывается в детской психологии. Каждая новая ступень Р.п. закономерно следует за предыдущей, и переход от одной ступени к другой обусловлен не только внешними, но и внутренними причинами. В Р.п. ребенка возникают противоречия, связанные с переходом от одной стадии развития к другой. Одно из осн. противоречий такого рода - противоречие между возросшими физиологическими и психологическими возможностями ребенка и сложившимися ранее видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими людьми. Эти противоречия, принимающие подчас характер кризисов возрастных, разрешаются путем установления новых взаимоотношений ребенка с окружающими, формированием новых видов деятельности, что знаменует собой переход на следующую возрастную ступень Р.п. См. также Коррекционная (специальная) педагогика, Психологическая зрелость, Ранний детский возраст

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ
становление специфически человеческих высш. психич. функций в процессе жизнедеятельности ребенка Вопрос об условиях и движущих силах P и долгое время оставался дискуссионным Его рассмотрение велось в плане теории двух факторов (наследственности и внеш. среды), к-рые в качестве внеш. и неизменных сил предопределяют ход P и При этом одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности (Ф Гальтон и др.), другие приписывали ведущую роль среде (Дж Уотсон и др.), третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют, «конвергируют» друг с другом (В Штерн). Л С Выготский, С Л Рубинштейн, А Н Леонтьев и др, исходя из положений о «присвоении» отд индивидом произведений материальной и духовной культуры, созданных обществом, заложили основы теории P и ребенка и выяснили специфич отличие этого процесса от онтогенеза психики животных В индивидуальном развитии психики животных фундаментальное значение имеет проявление и накопление двух форм опыта видового (передающегося будущим поколениям в виде наследственно фиксированных морфологич. свойств нервной системы). и индивидуального (приобретенного индивидом путем приспособления к наличным условиям существования). В отличие от этого, в развитии ребенка наряду с двумя предыдущими возникает.н. приобретает ведущую роль социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного произ-ва, к-рый усваивается ребенком на протяжении всего детства В процессе усвоения детьми социального опыта не только приобретаются отд знания и умения, но и развиваются способности, формируется личность ребенка Соответственно такому пониманию онтогенеза психики возникает необходимость различать смешивавшиеся ранее понятия движущих причин и условий P и Врожденные свойства организма и его созревание являются необходимыми условиями, но не движущими причинами этого процесса Они создают анато-мо-физиол. предпосылки для формирования новых видов психич. деятельности, но не определяет ни их содержания, ни их структуры Всякий нормальный ребенок рождается с мозгом, неизмеримо более совершенным, чем мозг самых высш. животных, позволяющим ребенку усваивать такие знания и приобретать такие психич. качества, к-рыми ни одно животное ни при каких условиях овладеть не может Опыты H H Ладыгиной-Коте по воспитанию детенышей высш. обезьян в человеческих условиях показали, что эти животные способны усвоить нек-рые бытовые навыки и довольно хорошо приспосабливаться к необычным для представителей их вида обстоятельствам. Однако у них невозможно сформировать ничего похожего на человеческое мышление или на человеческую волю. Особенностью человеческого мозга является преобладание в его структуре высш. отделов — коры больших полушарий, т.е. органа прижизненного формирования новых знаний и умений. В связи с этим ребенок рождается с гораздо меньшим, чем у детенышей животных, ассортиментом готовых, врожденных форм поведения, но вместе с тем неизмеримо большими, чем у них, возможностями научения, что позволяет ему сделаться в конечном счете полноценным членом общества, овладевшим опытом предшествующих поколений. Мозг новорожденного как по размерам, так и по строению существенно отличается от мозга взрослого и лишь постепенно, на протяжении детства завершается процесс его созревания. Вместе с морфологич. изменениями значит. ельно изменяются функции нервной системы. Исследования Н. И. Красногорского, Л. А. Орбели, H. M. Щелованова и др. свидетельствуют о развитии высшей нервной деятельности на протяжении детства, о совершенствовании осн. нервных процессов — возбуждения, торможения, индукции и т. д. Взаимоотношения между морфогенезом и функционированием коры сложные и двусторонние. С одной стороны, для появления определенной функции требуется известная степень зрелости нервной системы, с другой — само функционирование оказывает влияние на созревание соответствующих структурных элементов. Т. о., процесс созревания дет. организма, ход формирования его морфологич. и функциональных особенностей определяются не только генетич. программой, но и условиями жизни ребенка. Наряду с общечеловеческими существуют.н. индивидуальные особенности нервной системы, к-рые составляют одно из условий Р. п. К ним относятся типоло-гич. особенности, как общие, так и «парциальные», характеризующие структурные и функциональные свойства отд. зон мозговой коры, составляющие природные условия формирования тех или иных способностей. Исследования Б. М. Теп-лова и др. позволили более точно определить типологич. особенности высш. нервной деятельности человека и их роль в происхождении индивидуальных пси-хол. различий. Типологич. особенности, являясь относительно устойчивыми, все же изменяются под влиянием обстоятельств жизни и деятельности человека. Вместе с тем обнаруживается, что при всех типах нервной системы имеются неограниченные возможности развития и каждый из типов обладает своими преимуществами.
Признавая важное значение для Р. п. ребенка его общечеловеческих и индивидуальных органич. особенностей, отеч. психология подчеркивает, что эти особенности представляют собой лишь условия, необходимые предпосылки, а не движущие причины формирования человеческой психики. Как указывал Выготский, ни одно из специфически человеческих психич. качеств (логич. мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т. д.). не может возникнуть лишь путем вызревания органич. задатков. Для формирования такого рода качеств требуются определенные социальные условия жизни и воспитания. Об этом косвенно свидетельствуют многочисленные данные исследований психич. депривации, когда дефицит общения с окружающими, разл. виды изоляции от воспитат. влияния взрослых людей приводят к резкому нарушению Р. п. уже на ранних возрастных ступенях и обусловливают возникновение глубоких психич. дефектов, к-рые с большим трудом преодолеваются на последующих генетич. стадиях. Наиб. убедительным аргументом в данном аспекте служат исследования слепоглухонемых детей, проведенные И. А. Соколянским и А. И. Мещеряковым. Слепоглухонемые от рождения, обладая нормальным человеческим мозгом и, следовательно, обладая потенциальными возможностями стать полноценными людьми, вследствие слепоты и глухоты лишены тех каналов связи с окружающим миром, к-рые используются при обычных формах семейного и обществ, воспитания. Не подвергнувшийся спец. обучению слепо-глухонемой ребенок напоминает скорее детеныша животного, чем человеческое дитя. Положение резко изменяется, когда с помощью специально разработанных методов (они основываются на использовании сохранного у этих детей тактильно-кинестетич. анализатора). удается наладить их общение с людьми и приобщить к культуре. В этих условиях слепоглухонемой ребенок способен достичь высш. ступеней Р. п.
Проблема роли среды в Р. п. решается по-разному, в зависимости от понимания общей природы изучаемого генетич. процесса. Отд. авторы, признающие важную роль социальной среды в развитии человеческого индивида, обычно рассматривают ее по аналогии с ролью биол. среды для детенышей животных. В действительности, в обоих случаях различны не только среда, но и способы ее влияния на процесс Р. п. Социальная среда (и преобразованная человеком природа). является не просто внеш. условием, а подлинным источником развития ребенка.
Социальным опытом, воплощенным в орудиях труда, языке, произведениях науки и искусства и т. д., дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми. Исследования психологов (М. И. Лисина и др.). показывают, что характер общения ребенка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредств. эмоционального контакта, то общения речевого, то совместной деятельности. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм открывают перед ребенком все новые возможности усвоения от окружающих разл. рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода Р. п.
Усвоение детьми обществ, опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме. Проблема роли разл. видов деятельности в Р. п. ребенка интенсивно разрабатывается в детской психологии. Изучаются психол. особенности игры, учения и труда у детей разл. возрастов и влияние этих видов деятельности на развитие отд. психич. процессов и формирование личности ребенка в целом. Исследования ориентировочной части деятельности позволили более глубоко проникнуть в ее структуру и более детально выяснить ее роль в усвоении нового опыта.
Каждая новая ступень Р. п. закономерно следует за предыдущей, и переход от одной ступени к другой обусловлен не только внеш., но и внутр. причинами. В Р. п. ребенка возникают противоречия, связанные с переходом от одной стадии развития к другой. Одно из осн. противоречий такого рода — противоречие между возросшими физиол. и психич. возможностями ребенка и сложившимися ранее видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими людьми. Эти противоречия, принимающие подчас драматич. характер кризисов возрастных, разрешаются путем установления новых взаимоотношений ребенка с окружающими, формированием новых видов деятельности, что знаменует собой переход на следующую возрастную ступень Р. п.
Лит.: Выготский Л. С., Проблемы психич. развития ребенка, в его кн.: Избр. психол. исследования, М., 1956; его же, История развития высших психич. функций, Собр. соч., т. 3, М, 1983; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, [M.], 19814; Запорожец А. В., Осн. проблемы онтогенеза психики, в его кн.: Избр. психол. труды, т. 1, М., 1986. Л. А. Ветер.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
224.37 кб

Роль отца в психическом развитии ребенка

Старостина Л. Д.
Отцовство как институт родительства давно привлекает внимание исследователей из числа этнографов, социологов, психологов. В одной только психологии феномен отцовства изучается в рамках различных научных подходов и направлений.
Читать PDF
370.21 кб

О роли деятельности в психическом развитии

Жукова О. Г.
Читать PDF
97.15 кб

Основные линии психического развития ребенка

Зимняя Ирина Алексеевна
Читать PDF
239.47 кб

Жест как фактор психического развития ребенка

Галактионова Евгения Николаевна
В статье представлен анализ существующих направлений исследования жестов в психологии. Рассмотрены различные концепции, имеющие особую значимость для выявления роли жестов в психическом развитии ребенка.
Читать PDF
175.86 кб

Роль искусства в психическом развитии ребенка

Веракса Александр Николаевич
Достаточно распространенным является мнение, что искусство связано с деятельностью воображения, что оно не выражает объективных отношений, а лишь представляет субъективный опыт человека.
Читать PDF
83.63 кб

Психосоматическое обеспечение психического развития

Коновалов Вячеслав Юрьевич
Автор рассматривает психосоматические отношения как основание нормативного психического развития. Описаны этапы становления психосоматических отношений.
Читать PDF
167.01 кб

Социализация детей с задержкой психического развития

Омарова Патимат Омаровна
Выявлена специфика в социальном развитии детей с задержкой психического развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками, установлена иерархия значимости социальных отношений и параметры выбора предпочитаемого партн
Читать PDF
466.03 кб

Особенности психического развития старших школьников

Маклаков Анатолий Геннадьевич, Сидорова Александра Александровна
В статье представлены результаты психологического обследования учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Читать PDF
798.11 кб

Синдром Дауна: особенности психического развития детей

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу особенностей психического развития детей с синдромом Дауна.
Читать PDF
217.11 кб

Система помощи детям с задержкой психического развития

Беткер Л. М.
Читать PDF
2.09 мб

Динамическая модель духовности как психического развития

Коваль Нина Александровна, Мильруд Радислав Петрович
Spitirituality is seen as a dynamic formation. It is formed in heterochronism. The process of spiritual development depends on the intensiveness of the individual`s spiritual search. It has special age regularity.
Читать PDF
267.03 кб

К оценке нервно-психического развития новорожденных детей

Рахимова Д. А., Ташбаев О. С., Абдуллаева М. Э.
Читать PDF
362.42 кб

Восприятие пола у детей с задержкой психического развития

Верещагина Т.В., Гавриш А.Д., Бочарова Е.А.
Читать PDF
419.99 кб

Социальное развитие общества и психическое здоровье семьи

Жигинас Наталья Владимировна
Рассматриваются актуальные проблемы мультифакторного воздействия патогенных факторов на психическое здоровье семьи, обусловливающих психическую травматизацию личности.
Читать PDF
242.69 кб

Особенности психического развития детей с синдромом Дауна

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу особенностей психического развития детей с синдромом Дауна.

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины: