РАЗУМОВСКИЙ Василий Григорьевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РАЗУМОВСКИЙ Василий Григорьевич (р. 1930)
д-р педагогических наук (1973), профессор (1976), действительный член РАО (1982; Отделение общего среднего образования), в 1981-89 академик-секретарь Отделения дидактики и частных методик, в 1989-91 вице-президент АПН СССР. В 1966-92 гл. редактор журнала "Физика в школе". Гл. научный сотрудник Института общего среднего образования РАО.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РАЗУМОВСКИЙ Василий Григорьевич
р. 1.2.1930, Вятка), методист-физик, д-р пед. наук (1973), проф. (1976), акад. РАО (1993; акад. АПН СССР. с 1982). Окончил Кировский пед. ин-т (1952), учитель физики в ср. школе в Кировской обл. (1952—65). С 1961 в АПН; в 1972—81 зав. лабораторией обучения физике НИИ СИМО. Акад.-секр. отделения дидактики и частных методик (1981—89). и вице-през. (1989—91). АПН СССР. Гл. ред. журн. «Физика в школе» (1966—92). Труды по методике преподавания физики, дидактике, сравнительной педагогике. Разработал методику организации творческой деятельности гл. обр. на задачах по физике. В кн. «Творческие задачи по физике в средней школе» (1966), «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике» (1975). предложил циклич. модель уч. познания как последовательность мыслит, операций преобразования информации учеником: факты — модель явления — теоретич. предвидение — эксперимент. Соответственно этапам уч. познания разработал систему «исследовательских» и «конструкторских» задач, стимулирующих школьника к интуиции, догадке, выдвижению гипотезы, субъективно новым открытиям и изобретениям. Р. — нац. координатор в междунар. исследованиях (1989—91). по сравнению качества знаний школьников 20 стран. Автор трудов по сравнит, истории содержания шк. образования.
Соч.: Развитие техн. творчества учащихся, М., 1961; Физика в ср. школе США, М., 1973; Методика обучения физике в школах СССР. и ГДР, М.-Берлин, 1978; Совр. урок физики в ср. школе, М., 1983; Основы методики преподавания физики в ср. школе, М, 1984; Физика и астрономия. Учебник для 7—9 кл. ср. школы, М., 1996.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

РАЗУМОВСКИЙ Василий Григорьевич
главный научный сотрудник лаборатории физики и астрономии, действительный член АПН СССР, РАО (1982), доктор педагогических наук (1972), профессор (1975), член Союза журналистов СССР, член Союза журналистов Москвы (1961).
Родился в г. Вятке (Киров) в учительской семье. Окончил физико-математический факультет Кировского Государственного педагогического института им. В.И. Ленина (1952). Направлен на работу в среднюю школу с. Татаурово Кировской области, а через два года выдающийся опыт молодого учителя физики по организации и развитию технического творчества учащихся был представлен на ВДНХ СССР и был отмечен наградами. В 1955 г. он поступает в аспирантуру АПН РСФСР, одновременно работает заведующим лабораторией Центральной станции юных техников, редактором в журнале «Политехническое обучение», заведующим книжной редакцией физики и астрономии издательства «Просвещение». В 1959 г. Разумовский В.Г. успешно защищает кандидатскую диссертацию о развитии технического творчества учащихся и с 1961 г.работает в системе АПН РСФСР (АПН СССР, РАО): старший научный сотрудник лаборатории обучения физике НИИ Общего и политехнического образования, учитель физики экспериментальной школы № 315, заместитель директора института, заведующий лабораторией. В 1972 г. защищает докторскую диссертацию по теме «Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике» и становится одним из самых молодых экспертов ВАК СССР. В 1979 г. избирается членом-корреспондентом АПН СССР, в 1981 г. – академиком секретарем Отделения дидактики и частных методик АПН СССР, в 1989 г. – вице-президентом академии.
В 1992 г. возвращается в свой институт главным научным сотрудником, одновременно работает профессором в Московском педагогическом университете, где читает созданный им спецкурс «Современные международные тенденции развития преподавания физики в школе».
Разумовский В.Г. видный общественный деятель: народный депутат СССР, член Комитета Верховного Совета СССР по науке, культуре, образованию и воспитанию, вице-президент Международного конгресса ЮНЕСКО «Научно-техническое образование и национальное развитие» (Париж, 1981 г.), член редколлегии журнала «Квант» (70–80-е гг.), соучредитель Московского Детского Фонда (1991), Руководитель научного коллектива и национальный координатор международного исследования по сравнительной оценке качества знаний школьников по математике и естествознанию (1989–1991).
Награжден Правительством: Орден «Знак почета» (1981), Почетная Грамота Президиума Верховного Совета РСФСР (1984).
Итогом научной деятельности Разумовского В.Г. являются подготовка свыше 40 дипломников, кандидатов и докторантов, а также публикация свыше 300 научных трудов по дидактике, методике преподавания физики и сравнительной педагогике. Важнейшим научным достижением автора является предложенный им принцип цикличности организации естественно научного познания учащихся.По аналогии с методом научного познания предложена циклическая модель познания в процессе обучения: факты – модель явления – теоретические следствия – эксперимент. Выделены ключевые этапы мыслительной деятельности учащегося: наблюдение, анализ и обобщение опытных данных, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое объяснение и предвидение, экспериментальная проверка, применение теории на практике. На основе этой концепции автором разработана методика организации и развития творческой деятельности учащихся в процессе обучения, в основе которой постановка перед школьниками двух видов задач: «исследовательских», требующих ответа на вопрос «почему?», и «конструкторских», требующих ответа на вопрос «как сделать?». В первом случае необходимо сделать интуитивный (путем догадки) переход от фактов к модели явления, а во втором – от абстрактной идеи к конкретной реальности. В результате в процессе обучения школьники делают субъективные открытия и изобретения. При этом изучаемый предмет (физика) становится (по А.Н. Леонтьеву) «предметом осуществляющего действия», что способствует развитию творческих способностей и повышению качества знаний. Принцип цикличности получил достаточно широкое внедрение в педагогическую теорию и практику, соответственно ему разрабатывается методика обучения, структура уроков, содержание учебников, лабораторные работы, упражнения и т.д.
Соч.: Развитие технического творчества учащихся. – М., 1961; Творческие задачи по физике. – М., 1966; Физика в средней школе США. – М., 1973; Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. – М., 1975; Методика обучения физике в школах СССР и ГДР: Методическое пособие для учителей. – М.; Берлин, 1978.
– (В соавт.); Современный урок физики в средней школе: Методическое пособие для учителей. – М., 1983. – (В соавт.); Основы преподавания методики физики в средней школе: Методическое пособие для учителей. – М., 1984. – (В соавт.); Совершенствование преподавания физики в средней школе социалистических стран: Методическое пособие. – М., 1985; Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей. – М., 1993. – (В соавт.); Физика и астрономия: Учебник для VII класса общеобразовательных учреждений /Под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М., 1998. – (В соавт.).

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.