1. Наименование ситуации общения, когда даётся положительный ответ на испрашивание позволения что-л. сделать; 2. Стереотипные выражения, с помощью которых осуществляется Р.
В отличие от согласия, когда сам говорящий готов выполнить что-л. (Я это сделаю), Р. направлено на другого, адресата, просьба которого удовлетворяется (Можете это сделать).Благоприятное для адресата речевое действие совершается в асимметричной ситуации и направляется от старшего (по статусу, роли) младшему: от начальника подчинённому, от учителя ученику, от родителя ребенку. Напр.: — Можно мне пойти погулять? — Конечно, можно, пожалуйста; — Разрешите мне завтра не приходить на заседание? — Пожалуйста, можете не приходить, там не будет ничего важного.
Основные выражения: Пожалуйста; Можно; Можете (сделать); Да; Да, конечно; Конечно; Конечно, можно.
Разрешением служит высказывание в форме глагола в императиве: Сделай(те), Прочитаете) и др.
В официальном общении возможен прямой перформатив: Разрешаю (от себя лично) и Разрешаем (от имени администрации); Позволяю (не частое); Могу вам разрешить; Не могу не разрешить; Не могу запретить (с оттенком уступки); Могу позволить вам; Не могу не позволить вам и др.
Лит.: Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1975, 1984; Акишина А.А., Формановская Н.И.Этикет русского письма. М., 1979, 1982, 1986; Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. М., 2001; Балакай А.Г. Толковый словарь русского речевого этикета. М., 2004; Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983; Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982, 1984; Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 2002, 2004; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. М., 2002.
Н.И. Формановская
300.51 кб
Предупреждение и разрешение педагогического конфликта: традиции и новации
В статье рассматриваются вопросы, входящие в предметную область педагогической конфликтологии.