РАЗГОВОРНОСТЬ

Найдено 1 определение
РАЗГОВОРНОСТЬ
категория, обычно противопоставляемая книжности и свойственная разговорному функциональному стилю [Стилистический ... 2003: 319—321]. Р. широко употребляется и по отношению к другим функциональным стилям («устная" речь в литературе характеризуется сигналами, своеобразными знаками» [Виноградов 1981: 34—35], «сигнальные элементы разговорной речи» [Левин 1971: 40—41], эти сигналы, по их мнению, являются не только лексическими).
Т.о., Р. как особое понятие не тождественна ни разговорному стилю, ни разговорной речи, в которых она органична, составляет «сплошную материю говорения» [В.В. Виноградов]; в тех случаях, когда слова, значения, порядок слов, построение фраз и т.д. используются как сигналы, Р. представляется особой текстовой категорией: в художественной речи — эстетической, в публицистике и ораторской речи — риторической.
В качестве реализующих категорию Р. элементов речи — сигналов Р. — могут использоваться любые средства языка для намеренного создания впечатления говорения (эстетическая категория) или сниженной некнижной речи (риторическая категория) [Сиротинина 1998: 350-351].
В отличие от разговорной речи и обиходного типа речевой культуры, в которых все явления разговорной речи используются спонтанно, Р. всегда намеренна, но далеко не всегда её создают явления свойственные разговорной речи. Категорию разговорности, т.е. сигналы говорения и сниженности речи, могут создавать и орфоэпически правильные, но орфографически неграмотные написания (што, конешно), любые нелитературные слова (надысъ, шибко, промеж и т.д., не встречающиеся в литературной разговорной речи), «качественные конструкции» (Доброта — она всегда нужна; Дети — они правду чуют; Москва — она всем городам мать), достаточно широко встречающиеся и в авторской речи истинно образцовых текстов художественной и публицистической литературы.
Если разговорные явления мало индивидуализированы, то сигналы Р. в художественной литературе всегда создают речевую характеристику персонажа, и в художественной литературе, и в публицистике являются элементами идиостиля (выбор средств в качестве такого сигнала).
Лит.: Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981; Левин В.Д. Литературный язык и художественное повествование // Вопросы языка современной русской литературы. М., 1971; Сиротинина О.Б. Разговорная речь в системе литературного языка и разговорность в истории русской художественной речи // Stilistika-IV, 1995; Сиротинина О.Б. О терминах «разговорная речь», «разговорность» и «разговорный тип речевой культуры» // Лики языка. М., 1998; СЭСРЯ. М., 2003.
О.Б. Сиротинина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
2.20 мб

Вопрос-ситуация как средство развития разговорного навыка при изучении японского языка

Коваленко Ангелина Сергеевна
Статья посвящена активации разговорных навыков на занятиях по японскому языку.
Читать PDF
279.91 кб

Разработка методической модели обучения пониманию иноязычной разговорной речи на основе современных

Синькевич Константин Михайлович
Данная статья представляет краткий обзор современных подходов к обучению аудированию и предлагает возможную методическую модель, позволяющую более эффективно обучать пониманию иноязычной речи на основе видеофильмов.
Читать PDF
368.48 кб

К проблеме обучения иностранных студентов филологов стилистике русской разговорной речи

Подосинникова А. А.
Посвящена разработке методической системы профессионально коммуникативного обучения иностранных студентов-филологов стилистике русской разговорной речи на основе сознательного усвоения языковых особенностей речевых формул реализац
Читать PDF
162.68 кб

Речевая ситуация как предмет изучения и способ обучения на уроках устной (разговорной) речи в специа

Коробкова Оксана Федоровна
В статье обосновываются необходимость и возможность использования речевых ситуаций как предмета изучения и способа обучения на уроках устной (разговорной) речи; раскрываются определения и структура речевой ситуации как предмета из
Читать PDF
141.12 кб

Психологические условия и методы развития разговорной речи умственно отсталых младших школьников

Позднякова Инга Олеговна
В статье рассматриваются психологические условия и содержание экспериментального обучения разговорной речи умственно отсталых второклассников.
Читать PDF
246.67 кб

Актуальность использования разговорной речи в речевой работе с умственно отсталыми младшими школьник

Позднякова Инга Олеговна
В статье анализируется актуальность развития разговорной речи умственно отсталых школьников.
Читать PDF
203.78 кб

Методические аспекты овладения разговорной интонацией студентами - будущими актерами, как речевым ср

Младенова М.Б., Дянкова Г.Х.
Данное исследование сосредоточено на процессе освоения устной интонацией как действующим средством выражения в пределах речевого образования стадии из студентов будущих актеров.
Читать PDF
424.03 кб

ПОСОБИЕ ПО РАЗГОВОРНОЙ ПРАКТИКЕ, ВТОРОЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ: СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

Кумбашева Юлия Анатольевна
В статье рассматривается круг тем, предлагаемых для обсуждения на уроках по разговорной практике со студентами продвинутого этапа обучения, которые необходимо включить в пособие для подготовки к сдаче экзамена на второй сертификац
Читать PDF
612.62 кб

Лингвостудия как форма обучения детей-билингвов дошкольного возраста и их родителей разговорному рус

Тверская Ольга Николаевна
В статье обоснована необходимость дополнительного изучения детьми-билингвами и их родителями русского разговорного языка, описаны результаты исследования речи детей-билингвов дошкольного возраста и их родителей, представлен проект

Похожие термины: