Раздражительность

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Раздражительность
отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как быстрая и неадекватная реакция на какое-либо воздействие, как правило, агрессивного характера. Раздражительность – это всегда нетерпение, резкие необдуманные суждения, нередко грубость и хамство. Часто сопровождается слезами, обидами, обвинениями. Чаще всего причиной раздражительности является больная нервная система, но бывает и дурное воспитание, поощряющее эгоизм, капризы, себялюбие.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
1. Временное состояние вспыльчивости, несдержанности, капризности, недовольства, слезливости человека (может быть обусловлено разнообразными психическими и соматическими факторами, приводящими к относительной слабости процессов в нервной системе, обеспечивающих сдерживание на уровне поведения, например утомлением, болезнью, хронической неудовлетворенностью какой- либо потребности).
2. Упрочившаяся стойкая особенность характера (отношения к людям), возникающая при плохо поставленном воспитании, самовоспитании и самоконтроле (например, легко складывается при «стихийном» психическом развитии на основе так называемого холерического темперамента и такого общетипологического свойства нервной системы, как неуравновешенность нервных процессов, ответственных за исполнительную активность организма и сдерживание ее).
3. Может быть одним из симптомов некоторых нервно-психических заболеваний.
Не следует путать термины «раздражительность» и «раздражимость» (под вторым понимается общее свойство живых организмов, тканей, клеток и внутриклеточных образований приходить в активное состояние под действием тех или иных факторов среды; в этом смысле синонимом термина «раздражимость» является термин «возбудимость»).
Лит.: Ильина А.И. Общительность и темперамент у школьников. – Пермь, 1961; Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1959; Справочник невропатолога и психиатра / Под ред. Гращенкова Н.И. – М., 1969.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
повышенная возбудимость, склонность к негативным эмоциональным реакциям в ответ на неадекватные им по значимости ситуации. Р. во многом определяется типом нервной системы ребенка; она может быть врожденной, наследственно обусловленной особенностью ребенка или следствием неблагоприятных воздействий (стрессы, инфекции и пр.) в период беременности матери, а также результатом родовой травмы. Р. у маленьких детей выражается в плаксивости, беспокойстве, плохой переносимости малейшего дискомфорта. Для обеспечения нормального развития такого ребенка необходима организация максимально щадящего режима и образа жизни малыша. В дошкольном возрасте Р. у детей постепенно смягчается. Однако при малейшем перенапряжении все неприятности начинаются снова и продолжаются достаточно долго. В детском учреждении такие дети адаптируются тяжело; по возможности их лучше отдавать в дошкольные учреждения не ранее 4-5 лет. Поведение раздражительного ребенка характеризуется капризностью (см.Капризы), упрямством, иногда агрессивностью (см. Агрессивное поведение). Такие дети с трудом включаются в процесс обучения, во время занятий быстро утрачивают внимание и интерес, на замечания реагируют бурно или, наоборот, "цепенеют". На такого ребенка не следует "давить", добиваясь немедленного результата. Взрослые могут по-разному относиться к раздражительному ребенку. Это может быть или опекающее, оберегающее воспитание, или строгое, требовательное отношение, стремление "переломить" ребенка. Первый тип отношения к ребенку хотя и благоприятствует функционированию его нервной системы, но может привести к "психической инвалидизации", неумению контактировать с людьми, к потере веры в себя, проявлению тревожности, мнительности, робости. Чрезмерно строгое воспитание приводит к частым стрессам, еще больше ослабляющим нервную систему ребенка (см.Неврозы). Такому ребенку необходимы индивидуальный подход в воспитании с учетом его возможностей и дозирование нагрузок (в т.ч. физических), создание постоянного положительного фона общения, формирование у ребенка уверенности в себе. При отсутствии положительных сдвигов в состоянии ребенка следует проконсультировать его у врача-психоневролога. См. также Агрессивное поведение, Капризы, Неврозы

Источник: Терминологический словарь библиотекаря