РАССУЖДЕНИЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РАССУЖДЕНИЕ
В лингводидактике вербальное обоснование какого-л. положения или получение нового вывода на основании имеющихся фактов, суждений. Эффективность р. зависит от уровня владения языком. В коммуникативно-речевых тестах измеряется умение строить и продуцировать собственное рассуждение или репродуцировать монологи-рассуждения.

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

РАССУЖДЕНИЕ
мыслительный процесс, направленный на обоснование к.-л. положения или получение нового вывода из нескольких посылок. Мышление принимает форму Р. обычно в тех случаях, когда нужно узнать что-то новое, анализируя уже известные факты или положения, а также тогда, когда истинность к.-л. суждения вызывает сомнения и требуется подтверждение, доказательство или опровержение этого суждения. Р. осуществляется в форме суждений и умозаключений: дедуктивных (см.Дедукция), индуктивных (см. Индукция), гипотетических (см. Гипотеза), по аналогии. Важную роль в Р. выполняют мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение, сравнение и др. В процессе обучения Р. развиваются и совершенствуются, их структура меняется; постепенно развернутое, громоздкое Р. (свойственное младшим школьникам) становится более сжатым. См. также Гипотеза, Дедукция, Индукция

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РАССУЖДЕНИЕ
Один из функционально-смысловых типов речи. В основе Р. лежит мыслительный процесс, направленный на обоснование какого-л. положения или получение нового вывода из нескольких посылок. Ведущая роль в процессах Р. принадлежит второй сигнальной системе (или речи). Речь является средством формирования и выражения Р. Чем большего напряжения требует от человека Р., тем активнее и заметнее его участие в этом процессе речи. В затрудненных ситуациях и при становлении процесса Р. именно речь (проговаривание) является важнейшим средством овладения процессом Р., сохраняя последовательность его звеньев и контроль за ходом Р. Базой для Р. являются накопленные знания, содержание и уровень которых влияют на глубину Р. Осуществляется Р. в форме суждений и умозаключений: дедуктивных (см. дедукция), индуктивных (см. индукция), по аналогии. Важную роль в Р. выполняют мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция, конкретизация. Вспомогательную роль при Р. играет наглядность – схемы, таблицы и др. Р. развивается и совершенствуется в процессе обучения. При этом структура Р. меняется. Структура Р. как типа речи обычно складывается из тезиса, доказательства и вывода. Сначала оно может быть, например, развернуто, громоздко. Постепенно отдельные звенья опускаются, и Р. становится более сокращенным. Эффективность Р. зависит от уровня владения языком, поэтому на занятиях преподавателю важно не только помочь учащимся научиться рассуждать (овладеть методом Р.), но и овладеть языком в объеме, обеспечивающем эффективность Р. в различных условиях общения и сферах деятельности.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

РАССУЖДЕНИЕ
вид мыслительной деятельности, в ходе которой на основе одних суждений получаются другие. Предполагается, что рассуждение должно быть внутренне непротиворечивым, связным, правильным. Если по определенным правилам из одних известных суждений выводятся другие – новые, неизвестные, то такое рассуждение называют умозаключением. Различают умозаключения от общего к частному или единичному (дедуктивные) и от частного, единичного к общему (индуктивные).
Пример дедуктивного умозаключения: «Если при сверлении детали на токарном станке стружка из канавок сверла идет неодинаково, неравномерно, это значит, что сверло затупилось или плохо заточено.
В данном случае стружка из канавок сверла идет неодинаково, неравномерно. Следовательно, сверло затупилось или плохо заточено».
А вот пример индуктивного умозаключения: «В первой бригаде, работающей по единому наряду, все ее члены овладели смежными профессиями и могут в любой момент заменить друг друга.
Во второй бригаде, работающей по единому наряду, все ее члены овладели смежными профессиями и могут в любой момент заменить друг друга.
В третьей бригаде... (приписывается тот же признак)... и т.д.
Следовательно, в бригадах, работающих по единому наряду, их члены овладевают смежными профессиями и могут в любой момент заменять друг друга».
Те суждения в составе умозаключения, на основе которых делается вывод, называются посылками, а получаемые новые суждения (в наших примерах они расположены под чертой) – выводами (или заключениями).
Существует много более детальных разновидностей умозаключений, которые подробно анализируются в науке логике (см. Суждение и литературу в связи с этим термином).
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

РАССУЖДЕНИЕ
функционально-смысловой тип речи с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение. Суть Р. в объяснении какого-либо утверждения или в обосновании истинности какой-то основной мысли (тезиса) другими суждениями (аргументами). Доказательство истинности суждения с помощью других суждений невозможно без установления логических связей, без выявления причинно-следственной зависимости между суждениями. Таким образом, в Р. преобладают причинно-следственные отношения. Содержание, цель высказывания и характер смысловых отношений, свойственные Р., определяют его композиционные и языковые особенности. В любом Р., какой бы путь построения его ни был избран автором (дедуктивный, индуктивный или индуктивно-дедуктивный), как правило, имеются три части: часть, содержащая основное положение, мысль, которая будет объясняться или доказываться; объяснительная или доказательная часть, содержащая аргументы, и, наконец, заключительная часть. Последовательность названных частей зависит от формы построения Р., от количества положений, которые будут разъясняться или доказываться, от способа доказательства. В зависимости от логического способа мышления, положенного в основу Р., они делятся на индуктивные и дедуктивные. Индуктивный путь — это умозаключение от частного, конкретного к общему. Дедуктивный путь — это путь умозаключения от общего к частному, от общих суждений к частным выводам. От способа логического рассуждения зависит форма построения текста, т. е. его композиция. В Р., построенном индуктивным путем, вначале излагаются мысли и факты, на основании рассмотрения которых затем делается общий вывод, обобщение. В Р., построенном методом дедукции, сначала высказывается какое-то общее положение, а затем — мысли и факты, подтверждающие справедливость общего положения, его истинность. Р. может быть построено как доказательство истинности или, наоборот, как доказательство ложности выдвинутого автором (или кем-либо) основного положения — тезиса. В зависимости от этого мы можем различать рассуждения-утверждения или рассуждения-опровержения. Доказательство выдвинутого положения — основная, главная часть Р. В зависимости от выбранного автором способа доказательства различаются Р. с прямыми доказательствами, т. е. Р. с такими доводами, которые непосредственно обосновывают справедливость выдвинутого тезиса, и Р. с доказательством от противного. В этом случае истинность тезиса доказывается посредством опровержения предполагаемых положений, противоположных доказываемому. Независимо от формы построения и способа доказательства, в качестве аргументов могут быть использованы различные факты из жизни самого автора или близких и знакомых ему людей; факты, взятые из литературных источников; ссылки на литературу (цитирование); сопоставление фактов; логические умозаключения и пр. Выбор того или иного доказательства определяется, главным образом, темой Р. Так, если тема Р. связана с злободневными вопросами жизни и требует от автора выражения его личного отношения, он чаще будет использовать собственные наблюдения, известные ему факты жизни. В характеристиках литературных героев, отзывах о прочитанном и увиденном, литературно-критических статьях как доказательства часто используются факты из литературных источников, ссылки на литературу и т. д. В зависимости от характера формулировки темы можно выделить: а) Р. — прямые ответы на поставленные в теме вопросы; б) Р. на темы дискуссионного характера; в) Р. на темы, требующие раскрытия понятий. И, наконец, могут быть выделены такие виды (композиционные формы) Р., как сочинение — характеристика литературных героев, сочинение—отзыв о прочитанном, сочинение — литературно-критическая статья и др. Эти сочинения могут быть индуктивными и дедуктивными, могут быть построены как утверждения и опровержения, могут, наконец, различаться по способу ведения доказательства. Однако всем им присуща одна характерная особенность: они строятся на литературном материале, т. е. имеют в своей основе литературные источники. Им сопутствуют сочинения—характеристики знакомых, сочинения—отзывы на спектакль и т. д. Лит.: см. лит. к статье Описание. Л.Е. Тумина

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

РАССУЖДЕНИЕ
функционально-смысловой тип речи, соответствующий форме абстрактного мышления — умозаключению, выполняющий особое коммуникативное задание — придать речи аргументированный характер (прийти логическим путём к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинной, условной, следственной семантики. Основной сферой употребления Р. является научная речь, актуализирующая логический, рациональный тип мышления. Р. функционирует в текстах в виде нескольких коммуникативно-композиционных вариантов.
Центральной разновидностью Р. является собственно рассуждение (Р. в узком смысле слова). Именно данный тип речи оформляет выведение нового знания, демонстрирует ход авторской мысли, путь решения проблемы. В структурном плане собственно Р. представляет собой цепь предложений, связанных отношениями логического следования. Напр.: «Если парамагнетик находится в тепловом равновесии, атомы распределяются по подуровням в соответствии с законом Болъцмана... Следовательно, число атомов, находящихся в состоянии с меньшей энергией, превышает число атомов, находящихся в состоянии с большей энергией. Поэтому переходы, происходящие с увеличением энергии атомов, будут преобладать над переходами, происходящими с уменьшением энергии. В итоге интенсивность волны будет уменьшаться — парамагнетик поглощает электромагнитное излучение, в результате чего он нагревается. Из сказанного вытекает, что электронный парамагнитный резонанс представляет собой избирательное поглощение энергии радиочастотного поля в парамагнитных веществах, находящихся в постоянном магнитном поле» (И.В. Савельев. Курс общей физики).
Типичные средства оформления Р. — союзы если, так как, так что, вследствие чего, в результате чего; наречия поэтому, потому, отсюда; вводные слова следовательно, итак, таким образом, значит; синтаксические конструкции, подчёркивающие отношения следования: Из этого следует, что..; Это позволяет предположить, что..; Отсюда вытекает... и т.п.
Помимо собственно Р., выделяются типы, соответствующие схеме: тезис + аргументы. К данной группе относятся доказательство (коммуникативно-познавательная функция — установление истинности тезиса), опровержение (функция — установление ложности тезиса), подтверждение, или эмпирическое доказательство (функция — установление достоверности высказанного положения посредством подкрепления его фактами) и нек. др. Аргументация вводится обычно специальной фразой типа Это подтверждается тем, что..; Об этом свидетельствует..; Доказательством служит..; Приведём аргументы.
Особое место в системе разновидностей Р. занимает объяснение. В отличие от аргументативных типов речи, объяснение служит не столько подтверждению тезиса, сколько раскрытию причин реальных явлений. Напр.: ...Ремонт системного блока до настоящего времени не осуществляется. Причина состоит в том, что ремонт не может проводиться без соответствующего заявления... (из объяснительной записки).
Р. вариативно представлено в различных функциональных стилях. Так, в художественных текстах, где Р. может присутствовать и в авторской речи, и в речи персонажей (в т.ч. внутренних монологах), оно выполняет психологическую, характерологическую, изобразительную и другие функции в их эстетической реализации и имеет форму свободного размышления: Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения... (М.Лермонтов).
Структура, функции, средства выражения Р. отражают своеобразие задач коммуникации в разных её сферах.
Лит:. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974; Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980; Трошева Т.Б. Формирование рассуждения в процессе развития научного стиля русского литературного языка ХVIII—ХХ вв. (сопоставительно с другими функциональными разновидностями). Пермь, 1999; Трошева Т.Б., Пузикова З.Г. Функционально-стилевые варианты доказательства в современном русском языке. Пермь, 2008.
Т.Б. Трошева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

РАССУЖДЕНИЕ
мыслительный процесс, направленный на обоснование к -л положения или получение нового вывода из неск. посылок. Мышление принимает форму P обычно в тех случаях, когда нужно узнать что-то новое, анализируя уже известные факты или положения, а также тогда, когда истинность к -л суждения вызывает сомнения и требуется подтверждение, доказательство или опровержение этого суждения. В дедуктивных науках (напр., в математике). доказательство осуществляется путем раскрытия его оснований, сопоставления с др. суждениями, истинность к-рых установлена. В индуктивных науках (напр., в химии). доказательность P. достигается не только путем использования обоснованных суждений, но и посредством обязательной опоры на опыт P не всегда бывает строго доказательным в тех случаях, когда необходимо сделать предположение, более или менее вероятное, используются правдоподобные P. Процесс P. имеет сложную структуру выделение цели P., анализ ситуации, отделение существенных моментов от несущественных, возникновение общего плана P и его осуществление.
В P. известную вспомогат роль играют наглядные моменты, напр. схема-тич изображение условий задачи. Средством формирования и выражения P. является речь. При становлении процесса P. именно речь (проговаривание). — важнейшее средство овладения процессом P, сохранения последовательности его звеньев и контроля за ходом P.
Базой для P. являются накопленные знания, содержание и уровень к-рых влияют на глубину P Осуществляется P в форме суждений и умозаключений дедуктивных (см Дедукция), индуктивных (см Индукция), гипотетических (см Гипотеза), по аналогии Обычно в процессе P используются умозаключения не одного, а неск. типов Важную роль в P выполняют мыслительные операции — анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция, конкретизация.
Способность последовательного логич. P сформировалась постепенно в процессе ист развития человеческого мышления. В ходе индивидуального развития человека способность P формируется также не сразу. Задолго до того, как ребенок начинает рассуждать, он овладевает умением разумно действовать и решать достаточно трудные задачи в процессе игровой и практич. деятельности Оперирование вещами, в ходе к-рого ребенок познает какие-то постоянные их свойства, умение устанавливать отношения между ними и т.н. подготавливает.
формирование и такого мыслительного действия, как Р. Впервые оно складывается в дошк. возрасте и проявляется в высказывании суждений и простейших умозаключений, возникающих в контексте игры, по поводу прочитанных ребенку рассказов и т. п. Характерные ошибки, противоречия с действительностью, допускаемые в Р. ребенка-дошкольника, постепенно снимаются.
Как и др. мыслительные процессы, Р. развивается и совершенствуется в процессе обучения. При этом структура Р. меняется. Вначале оно очень развернуто, громоздко, постепенно отд. звенья опускаются и Р. становится более сжатым. Без достаточного руководства развитием Р. у учащихся нередко обнаруживается характерный недостаток: они приступают к выполнению задания, не имея общего плана, общей стратегии Р., делают поспешные выводы, предварительно не проанализировав всех исходных моментов, не уяснив связи между ними. Учителю необходимо помочь учащимся научиться рассуждать, овладеть методом Р. Для раз л. заданий, выполнение к-рых требует Р., необходимо четко определить состав и последовательность операций, обеспечивающих правильное Р. В процессе выполнения разных заданий учащиеся овладевают суммой конкретных методов Р., каждый из к-рых ограничен определенным типом материала и самой задачи. Однако в процессе их систематич. применения учащиеся приучаются к глубокому анализу условий любого задания, любого материала, к поиску существенных отношений между ними, что является условием продуктивности Р. в отношении не только типовых, но и творческих задач.
Лит.: Блонский П. П., Развитие мышления школьника, в кн.: Избр. пед. и пси-хол. соч., т. 2, М., 1979; Рубинштейн С. Л., О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации в уч. работе школьника, М., 1959; II о и а Д., Как решать задачу, пер. с англ., М., 1959; Гальперин П. Я., Управление процессом учения, в сб.: Новые исследования в пед. науках, в. 4, М., 1965; Пиаже Ж., Роль действия в формировании мышления, ВП, 1965, № 6. А. Н. Ждан.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
462.22 кб

Рассуждение о большей точности морского пути, читанное в публичном собрании императорской академии н

Ломоносов Михаил Васильевич
Приведена глава, посвященная организационным мерам, способствующим развитию «ученого мореплавания».
Читать PDF
2.86 мб

Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение-рассуждение

Дынина Марина Александровна
Статья посвящена вопросу организации работы по написанию сочинения в соответствии с требованиями формата ЕГЭ по русскому языку. В статье рассматриваются рекомендации, которые помогут как учителю, так и ученику.
Читать PDF
1.12 мб

Рассуждение как вид речемыслительных действий специалиста по международным отношениям

Васильева О.В.
Анализируется операционный состав рассуждения как вида речемыслительных действий; описывается структура, фазы и алгоритм рассуждения; выделяются языковые и речевые особенности рассуждения в сфере международных отношений.
Читать PDF
131.93 кб

Исторические предпосылки использования логики рациональных рассуждений в школьном курсе математики д

Иванов Игорь Анатольевич
В статье рассматриваeтся гносеологический аспект применения логики рациональных рассуждений в эволюции математики как науки в историческом контексте и анализируется возможность ее использования в систематическом курсе математики в
Читать PDF
131.55 кб

Рассуждения о духовности: педагогический аспект

Гаак Татьяна Петровна, Коннова Светлана Михайловна
Читать PDF
4.76 мб

Ошибки в рассуждениях

Ю. С. Антонов
Читать PDF
645.03 кб

О культуре трансляции способов рассуждений

Дулатова Зайнеп Асаналиевна
Представленная работа посвящена описанию организации изучения умозаключений, как средства получения опосредованного знания, направленная на развитие у студентов педагогических вузов культуры трансляции способов познавательной деят
Читать PDF
407.73 кб

Опыт рассуждений о преподавании «Русского языка и культуры речи» для негуманитарных специально стей

Падерина Е. Г.
В статье обсуждаются некоторые практические возможности интенсифицировать обучение студентов технических специальностей культуре речи.
Читать PDF
573.57 кб

Роль рациональных рассуждений в формировании у студентов фундаментальных знаний по прикладной матема

Корнилов Виктор Семенович, Беркимбаев Камалбек Мейрбекович, Сапарбекова Гульнара Амангельдиевна
В статье обращается внимание на целесообразность применения рациональных рассуждений в процессе обучения студентов физико-математических специальностей высших учебных заведений прикладной математике.
Читать PDF
542.42 кб

Контекст рациональных рассуждений в текстах учебников по математике для начальной школы по программе

Пасечникова Наталья Викторовна, Забеглов Александр Валерьевич
В статье представлено определение контекста рационального рассуждения, его типология. Приведены примеры.Definition of rational reasoning context and its typology is presented in the article. Examples are given.
Читать PDF
158.61 кб

Несколько рассуждений о современной педагогической науке

С. В. Иванова
В статье автор обращается к нескольким актуальным проблемам педагогической науки на современном этапе. Предлагается рассмотреть отдельные стороны состояния педагогической науки, представить видение ее будущего, ее задач и ее роли.
Читать PDF
289.08 кб

Комплекс упражнений в обучении старшеклассников сочинению -рассуждению посредством учебного блога

Полетаев Александр Александрович
Рассматривается проблема обучения старшеклассников написанию сочинения-рассуждения посредством упражнений, выполняемых в классной аудитории и самостоятельно в учебном блоге под дистанционным руководством учителя.
Читать PDF
0.00 байт

Методика обучения сочинению-рассуждению на материале французского языка

Баранова Е. А.
В настоящей статье рассматриваются вопросы обучения порождению аргу-ментативного письменного высказывания, среди которых наиболее актуальной представляется задача создания оптимальной методики, предлагающей пути решения проблемы н
Читать PDF
0.00 байт

Этапы обучения речи-рассуждению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Судакова Валентина Евгеньевна
В статье раскрыты аспекты экспериментального исследования, посвященного обучению речи-рассуждению старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Читать PDF
0.00 байт

Методический потенциал проблемных ситуаций на уроках обучения сочинению-рассуждению по прочитанному

Упоров Артём Андреевич
В статье рассматривается методический потенциал проблемных ситуаций, направленных на обучение старше-классников написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Найдено книг по теме — 16