Работа с письменными текстами

Найдено 1 определение
Работа с письменными текстами
1.1. Умение читать в соответствии с возрастными нормами (скорость чтения). 1.2. Умение понимать прочитанное на уровне каждого слова, предложения, абзаца, текста в целом. 1.3. Умение запоминать прочитанное. 1.4. Умение использовать при конспектировании различные подходы. 1.4.1. Краткая запись основных мыслей. 1.4.2. Составление структуры прочитанного путем перечня стержневых мыслей. 1.4.3. Представление основных мыслей в виде схем (генеалогическое дерево, паучок и т.п.). 1.4.4. Изображение основных мыслей в виде опорных сигналов. 1.4.5. Составление схемы-конспекта. 2. Умение конспектировать речь выступающего. 3. Умение находить интересующую информацию в справочнике и другой литературе и т. д. Уоррен Бетнис выделяет четыре цели в обучении (в условиях обучающей лаборатории) тому, как учиться (Цит. в [13], С. 73). Во-первых, участники обучения совершенствуют умения осознавать ситуацию и расширяют возможности выбора при встрече с жизненными ситуациями. Во-вторых, участники обучающей лаборатории активно включаются в исследовательские отношения к действительности: «Что происходит сейчас и почему». В-третьих, в обучении подчеркивается значение аутентичности в процессе обучения. В-четвертых, в соответствии с ценностями демократического стиля в обучающей лаборатории стараются не прибегать к «политике силы» и принуждающему контролю. Источником обучения является не только и не столько руководитель, а все участники этого процесса. Наши исследования показывают, что в отдельных школах имеются достаточно эффективные технологии, способствующие реализации этих целей на уровне всей школы. В одной из школ Петербурга (директор А. М. Каменский) проводится на протяжении ряда лет экономическая игра. Суть игры состоит в том, что каждый ученик может активно проявить себя в работе какой-либо фирмы, в индивидуальной деятельности. Имеется механизм денежного регулирования. Однако этот подход требует вовлечения в него почти всего педагогического коллектива, что не всегда осуществимо. Система И. М. Иванова также направлена на реализацию вышеназванных целей. Опыт С. Д. Шевченко также позволяет успешно достигать эти цели (Шевченко). Учащихся необходимо учить тому, как опираться на цикл обучения, состоящий из представления самого себя, обратной связи и экспериментирования ([13, С. 74]). Каждый человек несет в себе как бы четыре «пространства» своей личности. «Арена» охватывает то, что человек знает о себе, и то, что о нем думают другие. «Видимость» — это то, что человек знает о себе, а другие не знают о нем. «Слепое пятно» включает в себя те знания, которые имеют другие, но не имеет сам человек. «Неизвестное» — это то, что скрыто и от самого человека, и от других. Понимание самого себя состоит в познании «слепого пятна» и в проникновении в «неизвестное», то есть в расширении «арены». Обучение происходит тогда, когда человек признает свои ошибки. Конечно, полезно признавать ошибки и промахи — это неизбежно. Но не следует слишком задерживаться на них. Надо направить всю энергию на создание нужных вам качеств. Это гораздо важнее. Подобные мысли высказывал А. Адлер. Чувство вины — это состояние, которое останавливает рост, разрушает человека. Задача психолога — обучать учащихся общеучебным умениям и передавать педагогам психологические технологии.

Источник: Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей