РАБОЧИЙ ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП

Найдено 1 определение
РАБОЧИЙ ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
(РДС) – специфическая функциональная система, сложная система рефлексов, которая формируется у человека в процессе труда и обеспечивает решение какой-либо рабочей производственной задачи.
Концепцию о РДС выдвинул, сформулировал и экспериментально обосновал профессор С.А. Косилов.
РДС существенно отличается от динамического стереотипа И.П. Павлова. Опыты И.П. Павлова и его сотрудников проводились на животных, у которых изучались пищевые и оборонительные реакции. В систему рефлексов входило ограниченное число компонентов (3–4), раздражители адресовались к первой сигнальной системе. В отличие от этого, РДС при выполнении рабочей операции или даже отдельных ее элементов и движений осуществляется огромное количество различных рефлексов (начальных, коррегирующих, относящихся к различным физиологическим системам организма); раздражения адресуются как к первой, так и ко второй сигнальной системам; система рефлексов, функционирующих при труде, подкрепляется достижением запрограммированного результата труда, является социально детерминированной.
Важнейшими чертами РДС являются следующие: условными раздражителями служат не только факторы внешней среды, но и раздражения, действующие на рецепторы мышц, суставов, сухожилий; среди раздражителей преимущественное значение имеют словесные, условно-рефлекторным подкреплением для РДС является успешное достижение цели труда; РДС имеет свою специфику в зависимости от условий и характера работы. Таким образом, важнейшими отличиями РДС являются его социальная мотивация, обусловленность раздражениями второй сигнальной системы, а также то, что подкреплением при формировании специфичных условных рефлексов здесь служит само выполнение рабочей операции, достижение трудовой цели.
Физиологическая сущность формирования РДС заключается в развитии и совершенствовании концентрации нервных процессов (мышечных усилий), в формировании должного интегрального образа рабочих действий. Механизм формирования РДС состоит в том, что следы возбуждений от каждого двигательного действия запечатлеваются в кореголовного мозга, ассоциируются между собой и связываются так, что одновременно пережитые, они могут быть воспроизведены тоже одновременно.
Интегральный образ рабочих действий представляет собой опережающее афферентное представление о результатах труда и формируется на основе накопления и суммации следов нервного возбуждения.
Итак, РДС можно рассматривать как функциональную систему биологического обеспечения трудового процесса, имеющую высшие социальные цели, а интегральный образ рабочих действий (опережающее афферентное представление о результатах труда) – как акцептор результата трудового действия. В этом смысле терминология С.А. Косилова и П.К. Анохина, сформулировавшего теорию функциональной системы в физиологии в общем плане, в плане широких обобщений, очень схожа.
Концепция формирования рабочего динамического стереотипа имеет огромное научно- практическое значение: с позиций формирования РДС рассматриваются проблемы работоспособности и адаптации к труду. С позиций концепции РДС можно вмешиваться в процесс оптимизации условий труда и профессионального обучения, если изучены и выявлены слабые звенья в формировании должного РДС.
В результате исследования специфики структуры РДС и закономерностей формирования его у подростков, осваивающих разные профессии в конкретных условиях производственного обучения, научно обоснована эффективная система средств оптимизации профессионального обучения в ПУ металлообрабатывающего профиля, разработана методика профессионально-прикладной физической подготовки подростков к эффективному освоению ряда профессий. В основу разработок положен принцип активного управления процессом формирования РДС, в частности процессом развития и совершенствования его компонентов – ключевых профессионально значимых психофизиологических функций и двигательных качеств. Эффективность профессионального обучения при этом существенно повышается, так как уровень развития значимых функций, динамика работоспособности, процесс адаптации к условиям труда и успешность освоения профессиональных навыков и умений тесно взаимосвязаны.
Лит.: Косилов С.А. Исследования проявлений динамического стереотипа в производственной трудовой деятельности // В кн.: Вопросы физиологии труда. – М., 1957; Косилов С.А. Физиологические основы производственного обучения. – М., 1975; Леонова Л.А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. – М., 1980.
Л.А. Леонова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
135.59 кб

Динамика параметров моторно-педагогических функций в развитии рабочего динамического стереотипа в пр

Осипцов А. В.
Определены основные параметры моторно-педагогических функций, развитие которых способствует повышению темпов и качества формирования рабочего динамического стереотипа в процессе занятий физическим воспитанием студентов профессиона