РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ (рабфаки)

Найдено 1 определение
РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ (рабфаки)
общеобразовательные учебные заведения для взрослых, созданные в первые годы Советской власти для подготовки в высшие учебные заведения рабочих и трудящихся крестьян, не имевших ранее возможности получить среднееобразование. Создание Р.ф. было вызвано необходимостью подготовки в высшей школе интеллигенции из рабочих и крестьян. Новыми правилами приема в вузы, установленными декретом СНК РСФСР от 2 августа 1918 г., трудящимся было предоставлено право поступать в любое высшее учебное заведение «без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы». Новые правила привлекли в вузы большое число рабочих и крестьян, однако в первый же учебный год стал остро сказываться недостаток в общеобразовательной подготовке многих студентов, не имевших законченного среднего образования. В связи с этим в январе 1919 г. было принято постановление об открытии в Москве при вузах, школах и в качестве самостоятельных учреждений 13 курсов по подготовке рабочих и крестьян в высшую школу. Занятия на курсах проводились обычно 5 раз в неделю по 3 ч в день в вечернее время без отрыва слушателей от работы.
Первые учреждения типа рабфаков возникли на базе таких курсов в 1919 г. при бывшем Коммерческом институте (ныне Институт народного хозяйства) и других вузах Москвы. В сентябре 1919 г. Наркомпрос РСФСР принял постановление об открытии при университетах республики подготовительных курсов как автономных учебно- вспомогательных учреждений, имеющих целью подготовку в кратчайший срок рабочих и крестьян в высшую школу, присвоив им название «рабочих факультетов». В дальнейшем Р.ф. были созданы при многих вузах Москвы, Ленинграда и других городов страны.
Система Р.ф. была законодательно оформлена декретом СНК РСФСР «О рабочих факультетах» от 17 сентября 1920 г. за подписью В.И. Ленина. В этом постановлении указывалось, что основной задачей Р.ф. является «широкое вовлечение пролетарских и крестьянских масс в стены высшей школы», и устанавливалось, что на Р.ф. принимаются рабочие и крестьяне, занятые физическим трудом, в возрасте от 16 лет, по командировкам предприятий, профсоюзов, органов. Обучение на дневном Р.ф. приравнивалось к работе на производстве, все слушатели обеспечивались государственными стипендиями.
В 1921/22 учебном году на дневном Р.ф. был установлен 3-летний срок обучения, на вечернем – 4-летний (3 года вечерних занятий без отрыва студентов от производства – 20 учебных часов в неделю, 4-й год с отрывом от производства – 30–32 учебных часа в неделю). Студенты дневных и вечерних Р.ф. занимались по единым программам и по окончании курса получали равные права. До 1924 г. представители национальных меньшинств обучались преимущественно в московских и ленинградских Р.ф., где они испытывали значительные затруднения в учебной работе вследствие недостаточного знания русского языка. В связи с этим возникла необходимость открыть национальный Р.ф. и национальное отделение при общих Р.ф. с преподаванием на родных языках учащихся в национальных районах. Несмотря на то что создание национального Р.ф. тормозилось недостаточным еще в 20–30-х гг. числом вузов в национальных республиках и районах и отсутствием квалифицированных преподавателей, сеть национальных Р.ф., как и сеть Р.ф. в целом, неуклонно возрастала. В 1925/1926 учебном году около 40% мест при приеме в выс-шие учебные заведения занимали окончившие Р.ф. К 1932/1933 учебному году в стране было 1025 Р.ф., на которых обучалось 339,5 тыс. учащихся.
Р.ф. создавались при отраслевых вузах, что значительно расширяло их учебно- материальную базу, так как давало возможность использовать в учебной работе оборудование, лаборатории и кабинеты тех вузов, при которых находились Р.ф., и укрепляло их связь с высшей школой. Параллельно с расширением сети Р.ф. велась большая методическая работа: улучшались учебные планы и программы, уточнялся объем и содержание знаний, необходимых для успешной работы выпускников Р.ф. в вузах различных профилей, совершенствовались и обогащались методы работы со слушателями.
Во второй половине 30-х гг. в связи с развитием в стране сети средних школ и ростом числа учащихся, получающих законченное среднее образование, число Р.ф. стало постоянно сокращаться. За время своего существования (1920–1940) Р.ф. сыграли большую роль в осуществлении политики, направленной на демократизацию высшей школы, в подготовке кадров новой рабоче-крестьянской интеллигенции.
В.А. Юдин

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.