РАБОЧЕЕ МЕСТО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Найдено 1 определение
РАБОЧЕЕ МЕСТО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
определенная часть площади учебного кабинета, специально оснащенная в целях обеспечения нормальных условий для наиболее эффективного выполнения его функций по обучению учащихся и управлению учебным процессом.
Р.м.п. в интерьере учебного кабинета занимает центральное место, размещается обычно у торцовой его стены на подиуме (помосте) высотой 30–40 см и площадью 7–10 м2. Р.м.п. имеет, как правило, три зоны. В первой зоне находятся письменный стол и стул, демонстрационное оборудование (станок, верстак, стенд, приборный щит и т.п.); во второй – устройства для дневной демонстрации кино-, видео-, диафильмов и слайдов, транспарантов, доска, устройства и приспособления для демонстрации наглядных пособий; третью зону составляет шкаф (шкафы) для хранения различных средств обучения.
Достаточно богатые возможности профессиональных учебных заведений (помощь базовых предприятий, наличие производственного оборудования, а также квалифицированных специалистов и рабочей силы) позволили создать в большинстве из них образцовые Р.м.п., разнообразные по конструкции, материально-технической и дидактической оснащенности. Многие оригинальные Р.м.п. стали лауреатами ВДНХ, на базе их создана типовая конструкция Р.м.п., изготовляемых в свое время централизованно.
Обобщая опыт такой работы, можно сформулировать некоторые общие требования к Р.м.п.:
– оснащение комплектом наглядных пособий и ТСО, литературы, документации и других средств обучения, позволяющих качественно изучать все узловые вопросы учебной программы предмета;
– удобство размещения, хранения и использования средств обучения – все должно находиться на своих местах, «под рукой», не требовать больших затрат времени и сил для поисков и применения;
– обеспеченность устройствами для подачи общих сигналов всей учебной группе, а при необходимости – устройствами для подачи и оперативного отключения с учебных мест учащихся энергии (электрического тока, сжатого воздуха, горючего газа и т.п.);– обеспечение условий для хорошей сохранности средств обучения и учебного оборудования;
– хорошая освещенность рабочей зоны преподавателя; обеспечение условий хорошей видимости всеми учащимися преподавателя, демонстрируемых и используемых им средств обучения;
– обеспечение условий хорошего обозрения преподавателем всех учащихся на их учебных местах;
– стилевое и масштабное единство в интерьере учебного кабинета;
– образцовое эстетическое оформление и повседневное содержание;
– обеспечение безопасных условий для обучающей деятельности преподавателя.
Кроме того, учитываются требования к оснащению Р.м.п. техническими средствами обучения:
– оснащение необходимым количеством электророзеток, антенных вводов и других устройств для подключения телевизоров, видеомагнитофонов, магнитофонов, звуковой аппаратуры и др.
– оснащение устройствами для дистанционного автоматизированного управления ТСО;
– помещение акустической аппаратуры в разных местах учебного кабинета для создания нормальных гигиенических условий звуковосприятия учащимися;
– обеспечение контрастного и четкого изображения на экране (устройство затемнения учебного кабинета при использовании учебного кино; усиление светопотока графопроектора, диа- и эпидеопроекторов);
– обеспечение хорошей видимости самых мелких изображений на экране с наиболее удаленных от экрана учебных мест учащихся: наименьшая высота детали (например буквы) в мм должна быть равна тройной длине учебного кабинета в метрах;
– установка телевизоров и дисплеев таким образом, чтобы они были, во-первых, не ближе 2 м от первого ряда учебных мест учащихся и, во-вторых, угол просмотра (между лучом зрения и плоскостью экрана телевизора) был не менее 30о ;
– устранение шумовых воздействий на учащихся от работы аппаратуры, отрицательно влияющих на восприятие передаваемой информации.
Основу современного Р.м.п. представляет комбинированный, так называемый «методический» шкаф, в котором хранятся средства обучения, вмонтированы классная доска, экран, имеются устройства для демонстрации натуральных и изобразительных наглядных пособий, где преподаватель имеет возможность предварительно подготовить материально-техническое и дидактическое оснащение для предстоящего урока в порядке его применения.
Оснащенность Р.м.п. систематически пополняется и обновляется в соответствии с совершенствованием содержания обучения, научными и методическими рекомендациями, достижениями передового педагогического опыта.
Лит.: Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. – М., 1980; Кочетов С.И., Романин В.А. Технические средства обучения в профессиональной школе.
– М., 1988.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
373.21 кб

Автоматизированное рабочее место преподавателя вуза

Образцов П. И.
Рассматриваются некоторые подходы к разработке и применению в вузе автоматизированного рабочего места преподавателя, а также предлагаются научнометодические подходы к его проектированию и конструированию.
Читать PDF
217.61 кб

Автоматизированное рабочее место преподавателя с интеллектуальной поддержкой

Лежебоков А. А., Гладков Л. А.
Читать PDF
251.73 кб

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КРИМИНАЛИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА КАФЕДРЫ КРИМИНАЛИСТИ

Репин Алексей Викторович, Баркова Татьяна Викторовна
В статье рассматриваются структура, задачи и возможности использования в образовательном процессе автоматизированного рабочего места преподавателя криминалистики.

Похожие термины: