РАБОЧЕЕ МЕСТО МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
РАБОЧЕЕ МЕСТО МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
определенная часть площади учебной мастерской, специально оснащенная в целях обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитательных и организационно-технических функций.В интерьере учебной мастерской Р.м.м.п.о. является центральным, главенствующим. Оно располагается в учебной мастерской с учетом достаточного естественного освещения, обеспечения возможностей мастеру хорошо видеть всех учащихся на их рабочих местах, а учащимся – мастера при проведении вводного инструктажа. Р.м.м.п.о. обычно располагается на подиуме (возвышении над полом) высотой 30–40 см, площадью 7–10 м2.
Р.м.м.п.о. в учебной мастерской является эталоном-образцом научной организации, оснащения и содержания.
Устройство и оснащенность Р.м.м.п.о. зависит от специфики соответствующей профессии, возможностей и общего стиля учебно-материального оснащения учебного заведения, опыта мастера. Можно выделить обязательное и дополнительное (создаваемое в порядке совершенствования) оснащение рабочего места мастера.
К обязательному (оптимальному) оснащению Р.м.м.п.о. относятся: рабочий стол, стул, классная доска;
дидактические и технические средства обучения;
учебно-техническая документация по всем изучаемым операциям и типичным учебно- производственным работам;
устройства для демонстрации приемов и способов выполнения учебно-производственных работ (демонстрационный верстак, станок, панель, электросборочный щит, учебная кабина, сварочный пост и т.п.);
устройства для хранения инструментов, приспособлений, материалов, документации, дидактических и технических средств обучения (шкафы, ящики, кассеты, полки, подставки и т.п.);
устройства для использования дидактических и технических средств обучения (демонстрационные щиты, плакатницы, экран и т.п.);
специальный щит для подачи на рабочие места учащихся и выключения энергии – электрического тока, сжатого воздуха, горючего газа и т.п.
Многие опытные мастера производственного обучения, используя возможности учебных мастерских, проводят большую работу по созданию собственных оригинальных конструкций и оснащению своих рабочих мест. Обобщая передовой опыт, можно выделить наиболее типичные объекты дополнительного оснащения Р.м.м.п.о.:
комбинированный шкаф для хранения, систематизации и использования дидактических и технических средств обучения (во многих учебных заведениях такой шкаф называют «методическим»);
устройство для сидения учащихся во время их коллективного инструктирования. Обычно это рама-платформа с размещенными на ней сидениями, задвигаемыми во время работы под подиум;
пульт дистанционного управления техническими средствами обучения, средства сигнализации и подачи общих команд всем учащимся; средства оперативной связи с рабочими местами учащихся и т.п.;
комбинированная доска-экран для демонстрации экранных пособий «на просвет»; электромагнитная доска;
контролирующие и «обучающие» устройства, информаторы, электрифицированные щиты и схемы, интеграторы и т.п.;
специальный стол для приемки выполненных учебно-производственных работ и т.д.При наличии свободных площадей в учебной мастерской дополнительно к Р.м.м.п.о. организуют препараторскую, что создает наиболее благоприятные условия для работы мастера. В препараторской устанавливаются технические средства, необходимое количество шкафов и стеллажей для хранения и подготовки дидактического оснащения уроков, оборудование для изготовления и ремонта наглядных пособий, приспособлений, ТСО и др.
Разделение оснащения Р.м.м.п.о. на основное и дополнительное чисто условное. Оно постоянно пополняется и обновляется, в соответствии с совершенствованием содержания производственного обучения, научными и методическим рекомендациями, достижениями передового педагогического опыта.
Организуя свое рабочее место, опытные мастера производственного обучения особое внимание уделяют оснащению его необходимым набором специальных и универсальных приспособлений, шаблонов, инструментов, приборов личного пользования, а также «справочному хозяйству». У опытного мастера на его рабочем месте всегда имеются все необходимые справочные таблицы, таблицы соответствующих профилю профессии стандартов, справочная литература, все учебники и учебные пособия по соответствующей профессии. Все это вносит порядок и подлинно научную организацию в работу мастера, способствует повышению его авторитета.
Лит.: Тамарин Н.И., Шафаренко М.С. Справочная книга мастера производственного обучения. – М., 1988; Френкель А.Ш. Организация и оборудование рабочего места мастера производственного обучения. – М., 1980.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.