аналитический жанр публицистики. В статье обычно в развёрнутом виде представлены результаты исследования какой-л. актуальной общественной проблемы или события. П. с. в целом свойственны подчёркнутая логичность изложения, её текст строится как рассуждение от основного тезиса к его обоснованию и выводам.
П.с. является одним из самых популярных жанров современной публицистики. «Не случайно также, что, пожалуй, за исключением коротких сообщений, статьями называют огромное число публикаций различных жанров. Но когда речь заходит о вполне определённом жанре «статья» (в узком смысле этого слова), то под ней понимают публикации, анализирующие некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью определения их политической, экономической или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию, такой процесс, такое явление» [Тертычный 2002: 150].
В П.с. «в языковом плане на уровне синтаксиса выделяется обилие средств, выражающих логические связи высказываний: союзы, вводные слова логического характера, слова и предложения, обозначающие вид логической связи, типа «приведём пример», «рассмотрим причины» и др. На уровне морфологии жанр характеризуется грамматическими средствами, позволяющими выразить формулировки закономерностей: настоящее абстрактное, ед. число с собирательным значением, абстрактные существительные. На уровне лексики наблюдается употребление терминов, в т.ч. и узкоспециальных с пояснениями, а также слов, называющих отвлечённые понятия. Используются, т.о., средства языка, позволяющие оформить результат аналитической деятельности автора, который вскрывает закономерности развития явления, его причины и следствия, его значение для жизни общества» [КРРЭСС 2003: 673].
Статья, будучи одним из основных и самых распространённых публицистических жанров, может содержать в себе признаки научного стиля в его популярной разновидности или элементы разговорной речи, в частности имитирующие устное общение с читателем по серьёзному вопросу. Как отмечает Л.M. Майданова, «в синтаксисе появляются конструкции, имитирующие разговорную речь: бессоюзные предложения, передающие причинно-следственные связи, разговорного типа присоединение. Уменьшается длина предложений. Текст насыщается разговорной лексикой, выражающей эмоциональную оценку предмета речи» [КРРЭСС 2003: 674].
Основная функция статьи как публицистического жанра состоит, прежде всего, в том, чтобы объяснить читателям «как общественную, так и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-следственные связи» [Тертычный 2002: 150] и способствовать размышлениям о проблемах, их обсуждению и выработке стратегии поведения как отдельного человека, так и больших общественных групп.
Одним из существенных жанровых признаков П.с. является масштабность излагаемых фактов, их разнообразие, всеобщая значимость обсуждаемых проблем. По этому признаку П.с. отличается от другого аналитического жанра — корреспонденции. «В отличие от корреспонденции, которая рассматривает ситуацию, ограниченную местом и временем, в статье отдельные ситуации представлены как часть более широкого явления. Статье присущи масштабность авторского взгляда, глубина обобщения. Её задача — проследить связь ситуации с социальными проблемами» [Мельник, Тепляшина 2004: 135].
Как и многие современные публицистические жанры, П.с.может вбирать в себя «элементы других жанров — репортажа, очерка, корреспонденции, интервью. Она становится более эмоциональной по тону, более личностной, хотя, разумеется, развитие мысли остаётся основой её структуры» [Основы творческой деятельности журналиста 2000: 157].
Исследователи публицистических жанров и журналисты-практики говорят о таких разновидностях П.с., как передовая (по месту расположения в газете), редакционная (обозначающая позицию редакции издания по ключевому, наиболее актуальному вопросу номера), теоретико-популяризаторская (в популярной форме излагающая интересные научные факты и проблемы), проблемно-постановочная (обозначающая суть проблемы и необходимость её решения), критическая (содержащая анализ проблемы, критику определённой позиции и формулирующая возможные подходы к решению вопроса), публицистический комментарий. «Также статьи можно классифицировать и по тематическому признаку — об экономике, политике, этике, международных событиях, искусстве» [Мельник, Тепляшина 2004: 135].
Существует и такая точка зрения, согласно которой вопрос о жанровых модификациях статьи не носит первоочередного характера. «С нашей точки зрения, вопрос о том, какие существуют разновидности статей, второстепенный и не носит принципиального характера» [Русская речь в средствах массовой информации 2011: 253-254].
Лит.: Антонова В.И. Аналитические жанры газетной публицистики: учеб. пособие. Саранск, 2002; КРРЭСС. М., 2003; Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993; Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2011; Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров: Лекции по спецкурсу. Свердловск, 1987; Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2004; Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000; Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры. СПб., 2011; Смелкова З.С. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учеб. пособие. М., 2002; Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. М., 2002.
А.В. Щербаков