Психотерапия

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Психотерапия
психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на больного с лечебной целью.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

ПСИХОТЕРАПИЯ
(гр. psyche – душа и терапия) — использование психических воздействий на пациента: гипноза, внушений и других лечебных методов.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

Психотерапия
[психо… + гр. therapeia – забота, уход, лечение] – комплексное психологическое воздействие на человека с целью восстановления и поддержания его психического здоровья.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Психотерапия
профилактика заболеваний, лечение больных или реабилитация пациентов с помощью средств психологии. Психотерапия может осуществляться в индивидуальной или групповой форме.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ПСИХОТЕРАПИЯ
психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на человека с целью его лечения, изменения его отношений к соц. окружению и собственной личности. Методы и средства П. в настоящее время начинают включаться в арсенал пед. методов.

Источник: Педагогический словарь

ПСИХОТЕРАПИЯ
метод воздействия, лечения индивида с помощью различных психотерапевтических средств (беседы, внушения, гипноза, трудотерапии, коррекционно-воспитательной работы) с целью помочь ребенку или взрослому изменить свои психические установки и поведение.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Психотерапия
метод) специализированное формальное взаимодействие между социальным работником (или иным специалистом) и индивидом, группой, семьей, при котором устанавливаются терапевтические отношения с целью устранения расстройства, стрессов, трудностей взаимопонимания.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ПСИХОТЕРАПИЯ
от греч. psyche — душа и therapeia — лечение, уход) — комплекс мер, применяемых специалистом (психотерапевтом) для оказания помощи лицам, страдающим серьезными душевными расстройствами. Лечение происходит путем психического воздействия (слово, убеждение, гипноз), а также благодаря влиянию диеты, климата, ландшафта.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ПСИХОТЕРАПИЯ
(греч. psych + therapeia - лечение) – система психологического (посредством слова врача) воздействия на пациента с лечебной целью. Данная область прикладной психологической практики к настоящему времени насчитывает широкий спектр специализированных технологий, в том числе см.: Гипноз. Гипнотерапия. Тренировка аутогенная.

Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.

Психотерапия
психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на человека с целью его лечения, изменения его отношения к социальной среде и собственной личности. Методы и средства психотерапии в настоящее время начинают включаться в арсенал педагогических методов (арттерапия, аутогенная тренировка, психодрама, психокоррекция и др.).

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Психотерапия
(от греч. psyche — душа + therapeia — уход, лечение) — комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Как составная часть профилактики, П. выходит за рамки лечебного процесса и используется в работе с «группами риска» — здоровыми людьми, испытывающими воздействие негативных факторов развития.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Психотерапия
гр. – душа и лечение) – использование психического воздействия на больного с целью лечения. Психотерапия использует как вербальное, так и невербальное воздействие на суждения, чувства, самосознание больного. Задачи такого лечения состоят в изменении отношений к социальному окружению и к своей собственной личности, моральное укрепление, облегчение страданий, вселение бодрости и надежды, восстановление работоспособности и нормальных отношений с окружающими. Методы психотерапии – аутогенная тренировка, внушение, самовнушение, гипноз, трудотерапия. Этими методами лечатся неврозы, истерия, навязчивые состояния, страх, расстройства нервной системы. Элементами психотерапии должен владеть и учитель, и родители.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПСИХОТЕРАПИЯ
(от греч. psychē – душа + therapeia – уход, лечение). Особый вид межличностного взаимодействия, в процессе которого пациентам оказывается профессиональная помощь специальными средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера. Используется при обучении иностранным языкам для устранения трудностей в овладении языком, улучшения психического и физического состояния. П. оказывается особенно полезной в работе с труднообучаемыми людьми, отличающимися недоразвитием ряда психических функций и неспособностью к языкам. П. и психокоррекция как средство обучения иностранному языку взрослых были положены в основу психотерапевтического метода обучения, предложенного И. М. Румянцевой (Румянцева, 2004). Термин «групповая П.» был введен американским психиатром и психологом Я. Л. Морено в 1910 г.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПСИХОТЕРАПИЯ
1. отрасль медицины, разрабатывающая систему психологически опосредованного лечения заболеваний; 2. метод комплексного лечебного воздействия на мотивы, эмоции, волю и самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают П. клинической ориентации, которая направлена на смягчение или ликвидацию симптомов заболевания, и личностно ориентированную П., задача которой - содействие пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Осн. сферой приложения П. являются неврозы. П. детского возраста характеризует сравнительно небольшая роль вербально-аналитических, рациональных приемов при преобладании игровых, эмоционально насыщенных методик с активным привлечением родителей к процессу лечения детей. Организованы семейные консультации для родителей, испытывающих трудности во взаимоотношениях с детьми и воспитании. Разработана концепция патогенетической П. неврозов у детей и подростков, включающая последовательное применение принципов и методов семейной, индивидуальной и групповой П. Наряду с коррекцией выраженной патологии важная задача П. - профилактика нервно-психических заболеваний и их лечение на самых ранних этапах. Распространенные ошибки родителей и воспитателей приводят к росту отклонений в поведении детей, которые не могут быть отнесены ни к классу выраженной патологии, ни к классу нормы. Среди таких промежуточных состояний - начальные проявления неврозов, начинающийся алкоголизм в форме привычного пьянства, токсикомания, агрессивное поведение, жестокость детская и др. Подобные проявления требуют психотерапевтического воздействия квалифицированных специалистов в рамках школьной психологической службы. См. также Арттерапия

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПСИХОТЕРАПИЯ
от греч. psyche — душа и therapeia — лечение), 1) отрасль медицины, разрабатывающая систему психологически опосредованного лечения заболеваний; 2) метод комплексного лечебного воздействия на мотивы, эмоции, волю и самосознание человека при мн. психич., нервных и психосоматич. заболеваниях. Условно различают П. клинич. ориентации, к-рая направлена гл. обр. на смягчение или ликвидацию симптомов заболевания, и личностно ориентированную П., задача к-рой — содействие пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собств. личности. Осн. сферой приложения П. являются неврозы — психогенные заболевания личности. При др. болезненных состояниях (аутизм, психозы, психопатии) П. имеет вспомогат. значение, поскольку психогенные, психологически обусловленные факторы менее значимы в их происхождении.
Отд. психотерапевтам, приемы применялись в мед. практике с древнейших времен. Разработка науч. основ П. начата в сер. 19 в.; гл. внимание тогда уделялось явлениям гипнотич. внушения. На этих основах базируется существующая поныне суггестивная П., цель к-рой — устранение болезненных проявлений посредством прямого внушения. В нач. 20 в. разработан метод рациональной П., при к-ром лечебное воздействие осуществляется за счет обсуждения с больным характера его заболевания, обучения конкретным приемам противодействия симптомам болезни. Одновременно за рубежом получил распространение метод психоанализа, к-рый к наст. времени претерпел существ, изменения и утерял свое первоначально ведущее положение как дорогостоящий, длительный и недостаточно эффективный. В связи с развитием социальной психологии в 40—60-х гг. возникло и упрочилось направление групповой П., в к-ром нашли применение дискуссионные и игровые формы работы. Существуют и др. многочисл. методы П., каждый из к-рых основывается на той или иной теории личности и ее патологии, — «недирективная, или центрированная на клиенте», психотерапия К. Роджерса, логотерапия В. Франкля и др. Весьма распространенным методом является поведенч. терапия, основанная на учении об условных рефлексах (за рубежом ее теоретич. основа — бихевиоризм); в ней используются лечебно дозированные раздражители, способные уменьшить («загасить») реакции страха и нежелательные навыки поведения (напр., ребенку, боящемуся собак, показывают вначале их муляж, затем он играет с ним, преодолевая свой страх, и т. д.). В др. направлениях разрабатываются приемы психич. саморегуляции в виде аутогенной тренировки, применение с лечебной целью изобразит, творчества больных, лепки, пантомимы, музыки.
П. дет. возраста характеризует сравнительно небольшая роль вербально-аналитич., рациональных приемов при преобладании игровых, эмоционально насыщенных методик с активным привлечением родителей к процессу лечения детей. Разработаны ориг. методики гип-носуггестивной и тренировочной П. нев-ротич. расстройств и энуреза, невротич. реакций при начале посещения дет. сада, заикания у подростков, при дет. аутизме и патологии характера. Получили распространение методики игровой П., организованы семейные консультации для родителей, испытывающих трудности во взаимоотношениях с детьми и воспитании. Разработана концепция патоге-нетич. П. неврозов у детей и подростков. Она включает последовательное применение принципов и методов семейной, индивидуальной и групповой П. Задача семейной П. — восстановление единства семьи посредством нормализации отношений и психич. здоровья ее членов. Она предусматривает создание атмосферы сотрудничества родителей с врачом для совместного лечения детей, изменение неправильно сложившихся отношений в семье и взглядов на воспитание — источников невротич. заболевания. Для этого используются приемы обсуждения и дискуссий в семейной группе, совместного проигрывания конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с детьми по сценариям, поочередно предлагаемым врачом, родителями и детьми. Задача индивидуальной П. состоит в устранении клинич. проявлений невроза у детей, прежде всего страхов, астенич. симптоматики, вегето-сосудистых и психомоторных расстройств посредством игровой (у дошкольников) и гипносуггестивной (у школьников) терапии, перестройки отношений (у подростков). Эффективность психотерапевтам, воздействия, включая игру, внушение и гипноз, объясняется помимо прочих факторов обратимым характером невротич. расстройств и созданием особого доверительного контакта между врачом и ребенком. Улучшение в процессе П. самочувствия, прекращение страхов, болезненного перенапряжения психофизиол. ресурсов организма помогает развить у детей уверенность в себе и своих возможностях, решительность в действиях и поступках. Результат индивидуальной П. — достижение психич. целостности личности ребенка и актуализация дальнейших возможностей развития. Задача групповой П. — нормализация межличностных отношений и перестройка неблагоприятно сложившихся черт характера. Обучающей моделью взаимодействия служит сама психотерапевтич. группа, состоящая вначале из сверстников, затем из детей и родителей. Групповая П. состоит из ряда этапов — от подвижных игр до совместного проигрывания и обсуждения проблематичных ситуаций. Итог всего комплекса патогенетич. П. — нормализация психич. состояния детей, устранение или смягчение характерологич. изменений, развитие уверенности в себе, контактности и коллективизма, раскрытие творческих возможностей и способностей. Этим создаются условия для гармонич. формирования личности детей и подростков. Своевременно проведенная и эффективная П. неврозов у детей служит основой предупреждения неврозов у взрослых.
Наряду с коррекцией выраженной патологии, важная задача П. — профилактика нервно-психич. заболеваний и их лечение на самых ранних этапах. Распространенные ошибки родителей и воспитателей привели к росту отклонений в поведении и развитии детей, к-рые не могут быть отнесены ни к классу выраженной патологии, ни к классу нормы. Среди таких промежуточных состояний — нач. проявления неврозов в форме астеноневротич. реакций, начинающийся алкоголизм в форме привычного пьянства, токсикомания, агрессивное поведение и жестокость, истерич. стиль реагирования и др. Подобные проявления требуют психотерапевтич. воздействия, к-рое наиб. рационально осуществлять силами квалифициров. специалистов в рамках шк. психол. службы. Роль последней в общем виде можно представить как П. среды (семьи, дет. учреждений, школы, коллектива) — нормализацию всех факторов, влияющих на развитие ребенка.
Лит.: Буянов М. И., Психотерапия неврозов у детей и подростков, М., 1976; Захаров А. И., Психотерапия неврозов у детей и подростков, Л., 1982; Добрович А. Б., Кто в семье психотерапевт?, М., 1985; КарвасарскийБ. Д., Психотерапия, М., 1985; Руководство по психотерапии, под ред. В. Е. Рожнова.
А. И. Захаров.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
234.44 кб

Музыкальная психотерапия как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста

Лоскутова Роза Рауфовна
В статье представлен теоретический и практический материал из опыта работы педагогического коллектива муниципального дошкольного образовательного учреждения № 92 «Искорка» г. Йошкар-Олы.
Читать PDF
2.09 мб

Ориентация постдипломного образования педагогов на психотерапевтические эффекты: проблема профессион

Маралова Е. А.
Читать PDF
281.51 кб

Психотерапевтический метаэффект постдипломного образования педагогов

Маралова Е. А.
Современное постдипломное образование педагогов интерпретируется с позиций таких ожидаемых эффектов, как методологическое самоопределение, опыт рефлексии на основе развивающейся системы критериев, развитие интерпретационных способ
Читать PDF
60.00 кб

Развитие научных представлений о психотерапевтических возможностях библиотечной работы в первой трет

Матвеева Елена Олеговна
Статья посвящена развитию российского дефектологического библиотековедения в первой половине ХХ века.
Читать PDF
287.04 кб

Международная конференция «Актуальные проблемы современной психотерапии и психоконсультирования»

Читать PDF
531.14 кб

Способы оптимизации процесса обучения иностранному языку (современное применение психотерапевтическо

Курбакова Марина Андреевна
Изучение методов обучения иностранным языкам позволяет лингвисту, оценив достоинства и недостатки каждого, использовать их преимущества и, приняв за базис обучения грамматический аспект, тем самым увеличить эффективность обучения
Читать PDF
1.27 мб

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОТЕРАПЕВТОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КВАЛИФИКАЦИИ

Гребенникова В.М., Ильгов В.И.
В данной статье рассматриваются вопросы социально-педагогической подготовки психотерапевтов в системе повышения их квалификации.
Читать PDF
5.45 мб

Применение тезаурусного подхода в преподавании психотерапии

Голубева Наталья Михайловна
В статье анализируются возникновение и функциональные особенности тезаурусного подхода, получившего распространение в ряде гуманитарных наук.
Читать PDF
2.82 мб

Транскультурная миссия психотерапии: что меняет психологию жителей Востока и Запада?

Сибгатуллина Ирина Фагимовна
Рассматривается новая культурная реальность как результат процесса глобализации, ее восприятие и интерпретация современной личностью, варианты построения человеком модели восприятия мира, полученные в результате смешения индивидуа
Читать PDF
556.42 кб

К вопросу о подготовке специалистов в области семейной психотерапии в России

Шапорева Анна Александровна
Настоящая статья посвящена проблеме подготовки семейных психотерапевтов в России, проблеме преподавания системной семейной психотерапии как в формате последипломного образования, так и в рамках первого высшего образования для псих
Читать PDF
351.77 кб

Методы коллективной психотерапии при самостоятельном выполнении тренировочно-оздоровительных комплек

Верблюдов И. Б.
Мировая практика методов групповой психотерапии свидетельствует о высокой эффективности её использования при создании должного мотивационного состояния личности при любой деятельности.
Читать PDF
493.48 кб

Особенности обучения в образовательных программах по диалогово-феноменологической психотерапии

Погодин Игорь Александрович
Статья помещает в фокус внимания различные аспекты обучения и освоения в практике диалогово-феноменологической психотерапии.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Групповая психотерапия

    метод использования закономерностей межличностного воздействия людей в группе на индивида с целью восстановления и поддержки его психического здоровья.
  • Танцевальная психотерапия

    использование танца и танцевальных движений для снятия напряжения, эмоциональной разрядки; выражение пластикой тела своего состояния, мироощущения и внутренних проблем, к-рые перестают тяготить
  • Психотерапевтическая техника

    совокупность знаний, умений, навыков психотерапевта, методик и приемов, используемых в психотерапевтической деятельности.
  • БЕСЕДА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ

    характеризуется более высоким уровнем притязаний и направленная на определенные внутренние (психологические) изменения в личности клиента.
  • ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

    Интенсивный метод обучения иностранным языкам, разработанный И. М. Румянцевой (Румянцева, 2004) на основе суггестопедической теории интенсивного обучения (см. суггестопедический метод обучения) и п