ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Психология воспитания
психологическое изучение воспитания как процесса целенаправленного формирования у ребенка социально значимых качеств личности, способностей, склонностей, интересов, привычек и т.д.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Раздел педагогической психологии, исследующий закономерности формирования личности в процессе ее воспитания. Особое внимание П. в. уделяет психологическим закономерностям формирования нравственной сферы человека – нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения. Формирование личности происходит в процессе жизни и деятельности ребенка, поэтому основой воспитания является такая организация практики ребенка, в процессе которой создается психологическая «почва» для внесения в сознание ребенка основ нравственности. Отсутствие такой основы часто приводит к отрыву нравственного поведения от нравственного сознания. Важнейшей проблемой П. в. является поэтому переход моральных знаний в убеждения, которые становятся мотивами поведения. Другая проблема П. в. – формирование общественно ценных качеств личности (ответственности, организованности, коллективизма и т. п.). Главным методом П. в. является преобразующий (воспитывающий) эксперимент. Для преподавателя важно знать нравственные качества обучающихся, целенаправленно формировать нравственно-психологический облик учащегося. На занятиях по языку эти задачи решаются в процессе реализации воспитательной цели обучения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
раздел педагогической психологии, изучающий закономерности формирования личности в процессе ее воспитания. Особое внимание П.в. уделяет психологическим закономерностям формирования нравственной сферы человека – нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения. Формирование личности происходит в процессе жизни и деятельности учащихся, поэтому основой воспитания является такая организация, в процессе которой создается психологическая «почва» для внесения в сознание учащихся основ нравственности. Отсутствие такой «почвы» приводит к отрыву нравственного поведения от нравственного сознания, к так называемому нравственному формализму. Важнейшей проблемой П.в. является поэтому переход моральных знаний в убеждения, которые становятся мотивами поведения. Другой важной проблемой П.в. является формирование общественно ценных качеств личности (ответственности, организованности, коллективизма и т.п.). Центральное место в формировании морального облика человека занимает направленность личности. В значительной мере в зависимости от того, какие мотивы – личные или общественные – доминируют в поведении и деятельности человека, складывается и его нравственно- психологический облик. От направленности личности в большой степени зависят все черты характера человека, равно как и строй его эмоциональных переживаний. Поэтому П.в. уделяет большое внимание изучению направленности личности, ее связи с другими психологическими особенностями человека, изучению условий воспитания у учащихся нравственной направленности.Перед нашим обществом стоит задача организовать единый целенаправленный процесс воспитания с момента рождения ребенка вплоть до его гражданской зрелости. При этом требуется организовать воспитание так, чтобы избежать случайности и стихийности, добиться полноценного формирования личности каждого человека. Для этого необходима психологически обоснованная программа воспитательной работы с детьми на разных этапах их возрастного развития. Наиболее актуальными проблемами П.в. в этой области являются определение целей воспитания для каждой возрастной ступени, разработка соответствующих методов воспитания и способов учета изменений личности, происходящих под влиянием воспитания. Разработка этих проблем необходима для осуществления контроля как над фронтально осуществляемым воспитательным процессом, так и для индивидуального подхода к учащимся.
В исследованиях по П.в. используются разнообразные методы – наблюдение, эксперимент, анкетный метод, применяются опросники и пр. Наибольшее значение придается эксперименту, т.к. только он может дать окончательные, научно обоснованные выводы о причинах и закономерностях изучаемых явлений. Главным методом П.в. является преобразующий (воспитывающий) эксперимент.
Л.И. Божович

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
717.88 кб

Общее понятие о психологии воспитания

Норова Рахима Файзуллоевна
В данной работе анализируется основная задача воспитательной работы, а также рассматриваются этапы развития и становления личности.
Читать PDF
238.27 кб

Индивидуальная психология и воспитание

Дьюи Д.
От переводчика.
Читать PDF
129.90 кб

Развитие отечественной психологии воспитания

Кулешова Людмила Николаевна, Саванович Ирина Вячеславовна
Основными содержательными составляющими психологии воспитания выступают положения о познании внутреннего мира человека в целостности и неделимости его телесной и духовной природы, о человеке как объекте и субъекте воспитания, о вз
Читать PDF
116.83 кб

«Педагогика и психология: диалог о воспитании»

Пивченко Владимир Петрович
Читать PDF
963.31 кб

Психологические знания родителей в воспитании детей

Кожогелдиева К.М., Кожогелдиев А.С.
Статья отражает о создании возможностей для формирования личности подрастающего поколения, где ведущую роль играет воспитание в семье.
Читать PDF
3.72 мб

Роль психологической культуры в семейном воспитании

Ермаченко Наталья Анатольевна
В статье раскрывается актуальность исследования понятия психологической культуры в рамках семейного воспитания.
Читать PDF
3.22 мб

Психолого-педагогические основы гендерного воспитания

Назаренко Л.Д., Панова Е.Е., Валкина О.Н.
Проблема гендерного воспитания является глубоко нравственной и актуальной.
Читать PDF
244.07 кб

Проблема воспитания в контексте гуманитарной психологии

Габуева Е. М., Непомнящий А. В.
Читать PDF
212.63 кб

Психолого-педагогические основы эстетического воспитания

Цаллагова Фатима Касполатовна
Читать PDF
223.42 кб

ДИНАМИКА НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ В ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ СУБЪЕКТА

Плугина Мария Ивановна, Агапов Валерий Сергеевич, Кулешова Людмила Николаевна
В статье рассматриваются основные этапы научного становления психологии воспитания в отечественной науке.
Читать PDF
159.70 кб

Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях

И. А. Маркарян
Вопросы воспитания в зарубежной и отечественной педагогике всегда были предметом обсуждения и внимания ученых.
Читать PDF
8.78 мб

Начала педагогико-психологической теории социального воспитания

Поляков Сергей Данилович
Данная статья представляет собой попытку разработки начал педагогико-психологической теории социального воспитания.
Читать PDF
210.32 кб

Проблемы воспитания в контексте психологических теорий обучения

Вербицкий А. А.
Анализируется проблема единства обучения и воспитания в системе образования. Показано, что в традиционных системах обучения одно отделено от другого.
Читать PDF
151.60 кб

Воспитание культуры здоровья школьников: психологический аспект

Гаркуша И.С.
В статье рассматривается соотношение психического и психологического здоровья личности, приводятся основные характеристики данных феноменов.
Читать PDF
367.31 кб

О психологии и педагогике социального воспитания А. Н. Лутошкина

Кирпичник Анатолий Григорьевич
В статье рассматриваются основные направления научного поиска известного исследователя А.Н. Лутошкина, его вклад в психологию и педагогику социального воспитания.

Похожие термины: