ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Психология воспитания
психологическое изучение воспитания как процесса целенаправленного формирования у ребенка социально значимых качеств личности, способностей, склонностей, интересов, привычек и т.д.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Раздел педагогической психологии, исследующий закономерности формирования личности в процессе ее воспитания. Особое внимание П. в. уделяет психологическим закономерностям формирования нравственной сферы человека – нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения. Формирование личности происходит в процессе жизни и деятельности ребенка, поэтому основой воспитания является такая организация практики ребенка, в процессе которой создается психологическая «почва» для внесения в сознание ребенка основ нравственности. Отсутствие такой основы часто приводит к отрыву нравственного поведения от нравственного сознания. Важнейшей проблемой П. в. является поэтому переход моральных знаний в убеждения, которые становятся мотивами поведения. Другая проблема П. в. – формирование общественно ценных качеств личности (ответственности, организованности, коллективизма и т. п.). Главным методом П. в. является преобразующий (воспитывающий) эксперимент. Для преподавателя важно знать нравственные качества обучающихся, целенаправленно формировать нравственно-психологический облик учащегося. На занятиях по языку эти задачи решаются в процессе реализации воспитательной цели обучения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
раздел педагогической психологии, изучающий закономерности формирования личности в процессе ее воспитания. Особое внимание П.в. уделяет психологическим закономерностям формирования нравственной сферы человека – нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения. Формирование личности происходит в процессе жизни и деятельности учащихся, поэтому основой воспитания является такая организация, в процессе которой создается психологическая «почва» для внесения в сознание учащихся основ нравственности. Отсутствие такой «почвы» приводит к отрыву нравственного поведения от нравственного сознания, к так называемому нравственному формализму. Важнейшей проблемой П.в. является поэтому переход моральных знаний в убеждения, которые становятся мотивами поведения. Другой важной проблемой П.в. является формирование общественно ценных качеств личности (ответственности, организованности, коллективизма и т.п.). Центральное место в формировании морального облика человека занимает направленность личности. В значительной мере в зависимости от того, какие мотивы – личные или общественные – доминируют в поведении и деятельности человека, складывается и его нравственно- психологический облик. От направленности личности в большой степени зависят все черты характера человека, равно как и строй его эмоциональных переживаний. Поэтому П.в. уделяет большое внимание изучению направленности личности, ее связи с другими психологическими особенностями человека, изучению условий воспитания у учащихся нравственной направленности.Перед нашим обществом стоит задача организовать единый целенаправленный процесс воспитания с момента рождения ребенка вплоть до его гражданской зрелости. При этом требуется организовать воспитание так, чтобы избежать случайности и стихийности, добиться полноценного формирования личности каждого человека. Для этого необходима психологически обоснованная программа воспитательной работы с детьми на разных этапах их возрастного развития. Наиболее актуальными проблемами П.в. в этой области являются определение целей воспитания для каждой возрастной ступени, разработка соответствующих методов воспитания и способов учета изменений личности, происходящих под влиянием воспитания. Разработка этих проблем необходима для осуществления контроля как над фронтально осуществляемым воспитательным процессом, так и для индивидуального подхода к учащимся.
В исследованиях по П.в. используются разнообразные методы – наблюдение, эксперимент, анкетный метод, применяются опросники и пр. Наибольшее значение придается эксперименту, т.к. только он может дать окончательные, научно обоснованные выводы о причинах и закономерностях изучаемых явлений. Главным методом П.в. является преобразующий (воспитывающий) эксперимент.
Л.И. Божович

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Похожие термины: