ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВ

Найдено 1 определение
ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВ
дисциплина, изучающая период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взрослостью. Подростковый возраст был выделен в качестве особого периода развития в XIX веке. Хронологические границы точно не фиксированы: период от 10–11 до 15 лет или от 11–12 до 16–17 лет. Относится к числу кризисных возрастов, критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным.
- Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периодам, т. е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариантность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. Центральным фактором психологического развития подростков, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции (Л. И. Божович, И. С. Кон, Э. Эриксон и др.), определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности – в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рассматривается также как ведущая деятельность в возрастной психологии (Д. Б. Эльконин). Согласно другой точке зрения, ведущей в этот период является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества» (Д. И. Фельдштейн). Развитие познавательных процессов характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению, развитием гипотетикодедуктивных форм рассуждения, возможностью строить умозаключения (стадия формальных операций, по теории Пиаже).
- Динамический характер этого развития, несформированность основных структур обусловливает ряд специфически подростковых трудностей, отражающихся на учебной деятельности и других сторонах его жизни. В нравственном развитии с этим связаны, в частности, противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой второстепенные правила, определенный максимализм требований, перенос оценки отдельного поступка на личность в целом. Подростковый возраст (часто вместе с ранним юношеским) рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа со своими установками, специфическими нормами поведения и т. п., которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной ее группе, часто отличающейся не только интересами и формами поведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравственное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами «мира взрослых» выражает важнейшую потребность подростка – в самостоятельности, личностной автономии. Вместе с тем важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с точки зрения прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т. п. Указанная противоречивость, подчиненность нормам группы делает подростковый возраст особо опасным из-за возможности возникновения различных форм девиантного и делинквентного, противоправного поведения (Практическая психология образования: Учеб. для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Сфера, 1988. – С. 283–292). М. В. Удовенко

Источник: Глоссарий современного образования.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
93.32 кб

Психологические трудности подростков

Гредюшко О. П.
Читать PDF
359.44 кб

Психологическое здоровье детей и подростков

Надышева Татьяна Борисовна
Автор предлагает разработки некоторых занятий по первичной профилактике асоциального поведения в контексте сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся
Читать PDF
498.59 кб

Компоненты психологического здоровья подростков

Ходаковская О.В.
Читать PDF
1.32 мб

Психологические аспекты агрессивности подростков

Кутушева Р.Р., Кагарманов Д.И.
Читать PDF
311.17 кб

Психологические аспекты правосознания подростков

Чернобродов Евгений Романович
В статье представлена попытка рассмотреть ряд вопросов, связанных с особенностями формирования правосознания в подростковом возрасте.
Читать PDF
1.31 мб

Психологические аспекты кибераддикции подростков

Набойченко Евгения Сергеевна, Окунева Любовь Ивановна
В статье раскрываются результаты эмпирического исследования по выявлению типов подростков, склонных к кибераддикции, выявлена с помощью кластерного анализа три типа подростков, описана факторная структура каждого типа подростков,
Читать PDF
411.56 кб

Психологические особенности подросткового буллинга

Жарова Дарья Викоровна, Терех Екатерина Юрьевна
Несмотря на актуальность проблемы травли в школе (буллинга), в России до сих пор представлено минимальное количество исследований по данной теме. Рассматривается вопрос психологических особенностей подросткового буллинга.
Читать PDF
422.29 кб

Виды психологической защиты у девиантных подростков

Антилогова Лариса Николаевна, Рассудова Л. А.
В статье описывается феномен психологической защиты в подростковом возрасте, раскрываются особенности проявления и функционирования психологической защиты у девиантных подростков.
Читать PDF
152.07 кб

Психологические механизмы подростковой дезадаптации

Молодцова Татьяна Даниловна
Статья посвящена проблеме подростковой дезадаптации.
Читать PDF
151.32 кб

Психология подростков, подвергающихся насилию в семье

Парфенов Юрий Александрович, Синицына Лилия Валерьевна
В статье освещена проблема влияния насилия и жестокого обращения на психику и личность подростков.
Читать PDF
278.18 кб

Психологическое время личности в подростковом возрасте

Солдатов Дмитрий Вячеславович, Жильцова Ольга Николаевна
Статья содержит описание результатов экспериментального исследования субъективных представлений о количестве значимых событий в прошлом, настоящем, будущем, а также о психологическом возрасте подростков, оставшихся без попечения р
Читать PDF
6.15 мб

Психологическая модель подростковой дисфункциональности

Слюсарев Николай Сергеевич, Цветков Андрей Владимирович
подростковую дисункциональность может спровоцировать ряд факторов, которые являются неотъемлемой частью современной жизни.
Читать PDF
51.28 мб

Психологические барьеры общения в подростковом возрасте

Джиоева Оксана Феликсовна, Султанова Кристина Артуровна
В статье анализируется проблемы общения в подростковом возрасте. Выявляются специфические для этого возраста психологические и социальные новообразования.
Читать PDF
91.99 кб

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОЙ АУТОДЕСТРУКЦИИ

Ипатов Андрей Владимирович
Рассматривается феномен подростковой аутодеструкции. Психологический подход к решению проблемы аномального состояния связан с познанием роли личности в порождении и развитии феномена.
Читать PDF
1.01 мб

Психологическая картина больных остеоартрозом подростков

Лебец И. С., Летяго А. В., Матвиенко Е. В.

Найдено книг по теме — 23