ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Психология обучения
психологическое изучение процессов передачи и усвоения знаний, умений и навыков, а также развития психических функций в обучении.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Раздел педагогической психологии, изучающий психологическую деятельность в условиях обучения. Процесс учения в зависимости от содержания изучаемой дисциплины составляет основной предмет П. о. Подразделяется на общую и специальную, посвященную особенностям обучения отдельным предметам. В своей общей части П. о. тесно соприкасается с дидактикой и частными методиками. Основная задача П. о. состоит в том, чтобы раскрыть те изменения, которые происходят в психологической деятельности учащегося в процессе обучения; те способы, которыми выполняются учебные задания; качественные сдвиги, происходящие в умственных операциях и умственных действиях в ходе обучения. Центральное место в проблематике П. о. занимает изучение процесса усвоения знаний, формирования навыков, умений. При изучении индивидуально-психологических различий в процессе обучения учитываются как особенности мотивации, познавательных интересов, так и характерные для того или иного учащегося черты умственной деятельности. Данные П. о., являясь базовыми для методики, имеют важное значение для повышения эффективности обучения в результате опоры на известные механизмы процесса усвоения знаний, навыков, умений и индивидуально-психологические особенности учащегося.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
область педагогической психологии, изучающая закономерности всестороннего развития личности человека, становление возрастных психологических новообразований учащихся в ходе обучения. П. о. направлена на поиск и создание условий, способствующих управлению процессом учения; при этом учение не сводится только к овладению знаниями, навыками и умениями, а рассматривается как особая деятельность (включающая мотивы, цели, учебные действия, действия контроля и оценки самих учащихся), обеспечивающая усвоение этих знаний. Принципы П. о.: строится на основе данных психологии о возрастных возможностях развития с ориентировкой на завтрашний день этого развития; обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей учащегося, но не на основе приспособления к ним, а как проектирование новых видов деятельности обучающихся; обучение не может быть сведено к передаче знаний, к отработке действий и операций, а есть главным образом процесс формирования личности обучающегося, развития мотивации его поведения; развивающий и воспитывающий эффект обеспечивает не любая, а только формирующая учебная деятельность. Принципы П. о. положены в основу разработки методов обучения как единства деятельности преподавателя и учащегося. Психологическими критериями эффективности учебного процесса являются: запас знаний, умений и навыков, уровень сформированности разных видов деятельности (учебной, трудовой), а также наличие новообразований в умственном и нравственном развитии (Практическая психология образования: Учеб. для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Сфера, 1988. – С. 299). М. В. Удовенко

Источник: Глоссарий современного образования.

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
раздел педагогической психологии, посвященный изучению психической деятельности в условиях обучения. Процесс учения во всей его сложности, его возрастные и индивидуальные особенности, его специфика в зависимости от содержания изучаемой учебной дисциплины составляют основной предмет исследований П.о. В соответствии с этим П.о. подразделяется на общую и специальную, посвященную психологии обучения отдельным учебным предметам. В своей общей части П.о. тесно соприкасается с дидактикой, а в специальных разделах – с частными методиками.
Основная принципиальная линия П.о. состоит в том, что она направлена на раскрытие тех изменений, которые происходят в психической деятельности учащихся в процессе обучения – переход от незнания к знанию, последовательные этапы или ступени, через которые проходит учащийся, овладевая знаниями, навыками и умениями, те способы или приемы, какими выполняются учебные задания, те качественные сдвиги, которые происходят в умственных операциях или умственных действиях в ходе обучения.Центральное место в проблематике П.о. занимает изучение процесса усвоения знаний. Процесс усвоения знаний изучается в тесной связи с изучением применения знаний на практике, поскольку важнейшим условием подлинного усвоения является самостоятельное оперирование учащимися полученными знаниями. Применение знаний, являющееся составной частью их усвоения, имеет в то же время и свои специфические особенности, поскольку учащимся не только приходится использовать имеющиеся у них знания в пределах одного и того же учебного предмета, но и переносить приобретенные знания и умения в др. области науки и новые виды практической деятельности. Эти упражнения в переносе знаний, навыков и умений осуществляются учащимися в тех случаях, когда перед ними ставятся относительно новые задачи-проблемы, что играет существенную роль в умственном развитии учащихся. Соотношение процессов учения и развития составляет одну из важных теоретических проблем П.о.
Обучение влияет на умственное развитие учащихся, может ускорить прохождение соответствующих этапов этого развития или даже видоизменить их последовательность. В то же время результат и процесс учебной деятельности, в свою очередь, зависят от уже достигнутого учащимся уровня развития и овладения им приемами умственной деятельности. Исследования показали, что при правильной организации обучения удается ускорить формирование ценных свойств психической деятельности, например развить у учащихся произвольные формы внимания и памяти, расширить осмысленное запоминание за счет механического, ослабить у них подражательность, развив элементы продуктивного (творческого) мышления, и т.д. Оказывается возможным заметно расширить познавательные возможности учащихся. В частности, оказалось, что даже сравнительно сложный абстрактный материал успешно усваивается, если он вводится при определенном построении программы и при соответствующих методах обучения. Вместе с тем характер усвоения знаний, быстрота и легкость, с которой они усваиваются, широта их переноса на решение новых задач непосредственно определяются уровнем умственного развития учащихся, проявляющимся прежде всего в сформированных у них качествах ума – самостоятельности, критичности и др., т.е. в определенных особенностях их личности.
Эффективность усвоения знаний зависит также от отношения учащихся к учебной деятельности, от его мотивации. Проблема мотивов учения является важнейшей составной частью П.о. Ее изучение дает возможность вскрыть причины, способствующие усвоению одного учебного материала и противодействующие усвоению другого. К этой проблеме относится исследование роли оценки педагогами достижений учащихся. Оценка служит как бы «подкреплением» (положительным или отрицательным) учебной деятельности учащегося. Наряду с этим «внешним» контролем большое значение имеет самоконтроль и самооценка, когда учащийся самостоятельно контролирует ход своей работы, сопоставляя получаемый результат с образцом и, если это необходимо, его корректируя.
При изучении индивидуально-психологических различий в процессе обучения учитываются как особенности мотивации познавательных интересов, так и характерные для того или иного учащегося черты умственной деятельности. При этом анализируется общее умственное развитие учащегося, непосредственно влияющее на его «обучаемость», а также его специальные особенности (математические, технические и др.).
Психологические исследования намечают пути развития специальных способностей при условии сочетания их со всесторонним развитием личности учащегося, создавая тем самым предпосылки для дифференцированного подхода в обучении.
Особый и очень важный раздел П.о. составляет разработка вопросов психологии педагога, характеристика склонностей к педагогической деятельности, взаимоотношения с учащимися, индивидуальный стиль работы педагога и т.п.
Наиболее широко изучены в области П.о. интеллектуальные процессы. Выявление закономерностей усвоения знаний, навыков и умений и формирования у учащихся умения учиться дает возможность вносить практические предложения, касающиеся усовершенствования программ и методов обучения. Менее изучены те вопросы П.о., которые являются пограничными с психологией воспитания: проблема стимуляции учебной деятельности, формирование научного мировоззрения, превращение знаний в убеждения и др. Для дальнейшего развития П.о. необходимо широко разрабатывать вопросы всестороннего развития личности в процессе обучения, тем самым сблизив два разделапедагогической психологии. Существенное значение также имеет использование достижений других наук, прежде всего логики: это необходимо для анализа структуры операций, которые служат эталоном учебной деятельности. Задача внедрения достижений математики и кибернетики требует исследований по построению учебных алгоритмов, разработки диагностических методик (по определению степени овладения учащимися знаниями, навыками, умениями и уровня умственного развития) на основе использования статистических методов. Необходимо также дальнейшее сближение работ по П.о. со специальными исследованиями в области программированного обучения. Реализация этого требования является одной из необходимых предпосылок разработки путей повышения эффективности обучения в профессиональном учебном заведении.
Н.А. Менчинская

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.