ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия; следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза, опираясь на те личные достижения, которые реально есть у ребенка (ЗАР, ЗБР); создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для осуществления каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Таким образом, деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками школьной и вузовской среды. Однако, и у ребенка могут быть определены собственные цели и задачи. В идее сопровождения последовательно осуществляется принцип вторичности его форм и содержания по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка (Практическая психология образования: учеб. для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Сфера, 1988. – С. 145). М. В. Удовенко

Источник: Глоссарий современного образования.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Впервые словосочетание «психологическое сопровождение ребенка в образовательной среде» прозвучало в изданиях «питерской» школы практической психологии и первоначально сочеталось со словом «развитие» (сопровождение развития…, сопровождать — значит следовать вместе, рядом, одной Дорогой).
Идеология сопровождения ребенка в образовательном процессе, методы и содержание работы, вытекающие из этой идеологии, чрезвычайно перспективны, современны и созвучны тем социальнофилософским, антропологическим идеям, которые активно разрабатываются в последние десятилетия у нас и за рубежом.
Главная цель сопровождения — создать такие социально-педагогические условия, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своего развития и жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Частная цель, имеющая отношение именно к образовательному пространству школы, — создать условия для успешного обучения и развития учащихся в школьной среде. Центральный принцип — ценность личного выбора человека, его самоопределения в значимых жизненных ситуациях. Так психолог образования способствует созданию условий, которые помогают ребенку занять в отношении учебы, других людей и самого себя определенную ценностную позицию: позицию Субъекта, Автора, Инициатора собственной жизни.
В процессе достижения цели сопровождения психолог образования решает три основные задачи: - Отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения. Для оценки получаемых показателей они сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия мы говорим о благополучном развитии, и дальнейшие действия будут направлены на создание условий перехода к следующему этапу комплексного развития. В случае несоответствия должна изучаться причина и приниматься решение о коррекции ситуации: снижении требований для этого ребенка (подстройка под индивидуальные возможности) или развитии его возможностей до требований среды. Эта задача решается средствами педагогической и психологической диагностики.
- Создание в данной педагогической среде психологических условий для дальнейшего полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа.
- Создание специальных психологических условий для оказания
помощи детям, испытывающим трудности в психологическом развитии. Такая помощь требуется тем детям, которые в значительной или очень значительной степени не соответствуют параметрам возрастного психолого-педагогического статуса. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультативной, методической и социально-диспетчерской работы.
Две серьезнейшие опасности подстерегают психолога, решившегося реализовать на практике идеологию сопровождения. Одна — потеря основной идеи в процессе ее превращения в «технологию» (диагностическую, развивающую, обучающую). Другая — разрушение идеи из-за отсутствия продуманной системы деятельности (организационной модели). Ориентация на формирование позиции в отношении своей жизнедеятельности, в отличие от формирования конкретных психологических структур и процессов, предполагает иную технологическую базу, иные основания взаимодействия психолога с педагогом, родителем и самим школьником. Общий смысл таких технологий — передача в руки самого ребенка ключа от механизмов его активности, деятельности и общения; обучение его умению делать ценностный, мотивационный выбор, ставить цель, планировать пути ее достижения, ориентируясь при этом на свои сильные стороны. Взрослый может помочь школьнику встать в ответственную, субъектную позицию в отношении всего, что ценно и значимо. Быть в ответственной позиции в данном случае — значит осознавать или чувствовать, чем данный предмет, явление, процесс ценен лично для моего «Я» (иметь некоторые личностно значимые цели), и знать, как и какими способами поставленная цель может быть достигнута (владеть технологиями достижения своих целей).
Решению таких задач должны служить сопровождающие технологии. Для решения целевых задач психологического сопровождения на организационном уровне хорошо зарекомендовала себя технология сопровождающих циклов.
М.Р.Битянова
Литература: Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2002.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
284.58 кб

ИТ: психологическое сопровождение

Кроль В. , Мордвинов В. , Сигов А.
Читать PDF
329.14 кб

Служба психологического сопровождения

Плугина М.
Читать PDF
456.58 кб

Психологическое сопровождение личности

Мухина Валерия, Басюк Виктор, Ершов Александр
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ ТЕЛА И ПСИХИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПЫТАНИЙ А-ТЕСТОМ ВИ.ЗИ.ЭС.)The paper deals with the phenomenological relation of body and mind.
Читать PDF
181.93 кб

Психологическое сопровождение семьи в ДОУ

Шишкина В. Ю., Волокитина А. Ю.
В данной статье представлен опытработы психологического сопровождения семьи, по развитию детско-родительских отношений и формированию позитивного образа жизни.
Читать PDF
204.00 кб

Психологическое сопровождение спортсменов

Юров И.А.
В спортивной литературе синкретически используются понятия «психологическая подготовка», «психологическое сопровождение», «психологическая поддержка», «психологический мониторинг», «психологическая защита», «психологический пресси
Читать PDF
468.47 кб

Психологическое сопровождение сотрудников ОВД

Порошина Анжелика Александровна
В статье рассматривается программа психологической адаптации к служебной деятельности сотрудников ОВД первого года службы, определяющая организацию и порядок работы психолога подразделения.
Читать PDF
11.14 мб

Психологическое сопровождение областных олимпиад

Калиничева С. И., Куторкина А. А., Щербаков А. А.
Читать PDF
415.38 кб

Психологическое сопровождение профильного обучения

Вишленкова Н.Г.
В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения личности школьника.
Читать PDF
273.91 кб

Психологическое сопровождение реализации инноваций

Коптяева Ольга Николаевна
В статье показаны возможности и эффективность личностно ориентированного сопровождения в качестве значимого фактора развития мотивационной готовности педагогов к реализации инноваций.
Читать PDF
151.73 кб

Психологическое сопровождение пары «Мать младенец»

Щукина Е. Г.
18-20 апреля 2007 года на базе факультета психологии Санкт-Петербургского университета прошел семинар «Консультирование и терапевтическое сопровождение пары "мать младенец"», который провели ведущие отечественные специалисты в это
Читать PDF
2.96 мб

Психологический отбор и сопровождение абитуриентов

Е.А.Васильева
Читать PDF
267.20 кб

Пути развития психологического сопровождения ребенка

Каменская Валентина Георгиевна, Котова Светлана Аркадьевна
Читать PDF
3.47 мб

Модель психологического сопровождения сотрудников ОВД

В.Е. Петров
Читать PDF
5.77 мб

Психологическое сопровождение слушателей учебного центра

Е.Г. Паткина
Читать PDF
469.08 кб

О психологическом сопровождении образовательного процесса

Чернышева Л.

Похожие термины:

  • Психологическое сопровождение военнослужащих

    комплекс согласованных мероприятий, осуществляемых в определенной последовательности органами военного управления с целью поддержания психологической устойчивости и готовности личного соста