ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1. отрасль высшего образования, система подготовки специалистов-психологов для научной и практической деятельности в различных отраслях (образование, медицина, промышленность, спорт и др.); 2. вид дополнительного специального образования, психологическая подготовка специалистов различных отраслей в интересах решения профессиональных задач, связанных с человеческими взаимоотношениями. Подготовка психологов-профессионалов осуществляется в рамках особой учебно-методической системы, специально спроектированной для этой цели. Параллельно имеет место неформальный процесс П.о., включающий психологическое самообразование и самовоспитание. Последнее обеспечивает профессиональное становление психологов в не меньшей мере, чем формальное образование. Своеобразие П.о. обусловлено особыми требованиями, предъявляемыми не только к усваиваемым навыкам, но и к личным качествам психолога. Деятельность психолога предполагает, что у него при доминировании гуманистической ориентации и яркой выраженности познавательных интересов к внутреннему миру людей должны быть также развиты интересы к изучению естественно-научных основ психики, закономерностей работы нервной системы. Вместе с тем создание обобщенной модели специалиста (как это имеет место в инженерно-технических отраслях высшего образования) в П.о. является затруднительным. Модель специалиста-психолога закономерно предполагает некоторую "многоликость" выпускников соответствующего учебного заведения. Это связано, во-первых, с тем, что психологи работают в разных областях: научные исследования, преподавание психологии как учебной дисциплины, практическая деятельность в системах материального производства, образования, здравоохранения и др. Во-вторых, мастерство психолога формируется в ходе П.о. как некоторый оптимальный стиль профессиональной деятельности, который обусловлен как внешними факторами (социальные требования к его работе, условия деятельности), так и индивидуальными особенностями. В силу разнообразия отношений и деятельности человека, психолог должен быть способен и мотивационно готов вникать в различные предметные области и отрасли научного знания, связанные с психологическими проблемами. Иначе могут возникнуть затруднения в установлении взаимопонимания и сотрудничества с теми людьми, с которыми психолог вступает в профессионально обусловленные отношения. Необходимое личностное качество психолога - стремление оказывать "душевную помощь" (по выражению Н.В. Гоголя) людям, независимо от их возраста, пола, общественного положения и отношения к психологии и психологам. Содержание П.о. строится с учетом следующих требований. Выпускник вуза должен получить фундаментальную общепсихологическую подготовку, а также некоторую специальную, соответствующую определенной области психологии. Он должен ориентироваться в общекультурных, философских, социально-экономических, биологических проблемах, читать специальную литературу на иностранном языке. Поскольку П.о. предусматривает присвоение квалификации преподавателя, психолог должен также получить необходимую педагогическую подготовку. Номенклатура специализаций психологов устанавливается с учетом общественных запросов, заказов на специалистов определенного профиля. Традиционными являются: общая психология, педагогическая и возрастная психология, социальная психология, психология труда, спорта, инженерная психология, психофизиология. При необходимости возможна подготовка по индивидуальному плану в соответствии с заказом заинтересованной организации. При построении содержания П.о. возможен не только предметно-теоретический подход, но и т.н. профессионально-корпоративный, т.е. ориентированный на идеи и достижения определенной научной школы. Принадлежность преподавателя к той или иной научной школе не всегда положительно влияет на содержание П.о., так как идеи и достижения школ, позиции которых отличны от разделяемых педагогом, нередко недооцениваются и даже игнорируются. Специфическая трудность построения содержания П.о. состоит в том, что предмет психологии не предусмотрен программами общеобразовательных средних школ, поэтому высшее П.о. является в то же время и "начальным". Методы подготовки психологических кадров определяются тем, что далеко не все составляющие профессиональной психологической культуры могут быть сообщены в обезличенной форме; необходима работа в прямом и живом контакте с психологом-преподавателем и под его наблюдением. Отечественных специалистов-психологов стали готовить на отделениях психологии в университетах начиная с 1946 в связи с введением предмета "Психология" в общеобразовательной школе. Однако после его отмены к 1966 только в МГУ и ЛГУ сохранились отделения психологии. С 1970 стали возникать отделения и факультеты в других университетах. В Рос. Федерации осн. учреждения, осуществляющие П. о., - подразделения университетов и педагогических вузов. Длительность обучения в университетах по дневной форме 5 лет, вечерней - 6 лет; в пединститутах - 4-5 лет. Психологию преподают также в юридических, медицинских высших и средних специальных учебных заведениях.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1) отрасль высшего образования, система подготовки специалистов-психологов для науч. и практич. деятельности в разл. отраслях (образование, медицина, промышленность, спорт и др.); 2) вид дополнит, спец. образования, психол. подготовка специалистов разл. отраслей в интересах решения проф. задач, связанных с человеческими взаимоотношениями.
Подготовка психологов-профессионалов осуществляется в рамках особой уч.-метод. системы, специально спроектированной для этой цели. Параллельно имеет место неформальный процесс П. о., включающий не только собственно процессы преподавания и учения, но и психол. самообразование и самовоспитание. Последнее обеспечивает проф. становление психологов в не меньшей мере, чем формальное образование; без учета этого фактора многих признанных психологов пришлось бы считать необразованными. Это обусловлено широчайшим спектром психол. проблем, к-рые связаны с разл. сферами человеческой деятельности и в к-рых находят реализацию проф. устремления мн. специалистов (медиков, педагогов, филологов и др.).
Своеобразие П. о. обусловлено особыми требованиями, предъявляемыми не только к усваиваемым навыкам, но и к личным качествам психолога. Деятельность психолога предполагает, что у него при доминировании гуманистич. ориентации и яркой выраженности познавательных интересов к внутр. миру людей должны быть также развиты интересы к изучению естеств.-науч. основ психики, закономерностей работы нервной системы. Вместе с тем создание обобщенной модели специалиста (как это имеет место в инж.-техн. отраслях высш. образования) в П. о. представляется затруднительным. Модель специалиста-психолога закономерно предполагает нек-рую «многоликость» выпускников соответствующего уч. заведения; она фиксирует и общие, и дифференцируемые комплекты требований к подготавливаемым и переподготавливаемым работникам. Это связано, во-первых, с тем, что психологи работают в разных областях: науч. исследования, преподавание психологии как уч. дисциплины, практич. деятельность в системах материального произ-ва, образования, здравоохранения и др. Во-вторых, мастерство психолога формируется в ходе П. о. как нек-рый оптимальный стиль проф. деятельности, к-рый обусловлен как внеш. факторами (социальные требования к его работе, условия деятельности), так и индивидуальными особенностями. В силу разнообразия отношений и деятельности человека, психолог должен быть способен и мотивационно готов вникать в разл. предметные области и отрасли науч. знания, связанные с психол. проблемами. Иначе могут возникнуть затруднения в установлении взаимопонимания и сотрудничества с теми людьми, с к-рыми психолог вступает в профессионально обусловленные отношения (науч. изучение, прикладная диагностика, психол. консультирование, психотерапия, коррекционное обучение и т. д.). Необходимое личностное качество психолога — стремление оказывать «душевную помощь» (по выражению Н. В. Гоголя) людям независимо от их возраста, пола, обществ. положения и отношения к психологии и психологам.
Содержание П. о. строится с учетом след, требований. Выпускник вуза должен получить фундаментальную обще-психол. подготовку, а также нек-рую специальную, соответствующую определенной области психологии. Он должен ориентироваться в общекультурных, философских, социально-экон., биол. проблемах, читать спец. лит-ру на иностр. языке. Поскольку П. о. предусматривает присвоение квалификации преподавателя, психолог должен также получить необходимую пед. подготовку.
Общепсихол. дисциплины уч. плана — общая психология, методы эксперим. исследования, история психологии, мето-дологич. проблемы психологии. В рамках специализации читаются лекционные курсы соответствующего профиля, проводится спец. практикум. Общенауч. и общепсихол. подготовка обеспечивает возможность индивидуального развития выпускника в рамках освоенной специализации и успешной проф. реориентации на будущем трудовом пути, если такая необходимость возникнет. Как общая, так и спец. подготовка предполагает освоение умений, обеспечиваемых практич. занятиями и разл. формами проф. практики. Одна из ключевых пед. проблем — рационализация объема уч. информации и сообщаемых знаний в связи с потенциальной безграничностью областей деятельности людей, к-рые могут интересовать психолога. Знания — не самоцель П. о., значительная их часть может и должна храниться во внеш. памяти (книгах, записях, компьютеризиров. базах данных и т. п.).
Номенклатура специализаций психологов устанавливается с учетом обществ. запросов, заказов на специалистов определенного профиля. Традиционными являются след, специализации: общая психология, пед. и возрастная психология, социальная психология, психология труда и инж. психология, спорт, психология, психофизиология. При необходимости возможна подготовка по индивидуальному плану в соответствии с заказом заинтересованной орг-ции.
При построении содержания П. о. возможен не только предметно-теоретич. подход, но и т. н. проф.-корпоративный, т.е. ориентированный на идеи и достижения определенной науч. школы. Принадлежность преподавателя к той или иной науч. школе фактически всегда влияет на содержание П. о., но не всегда положительно, т. к. идеи и достижения школ, позиции к-рых отличны от разделяемых педагогом, нередко недооцениваются и даже игнорируются.
Специфич. трудность построения П. о. состоит в том, что сформированный на уровне совр. науч. требований курс преподается студентам, чаще всего не имеющим четкого представления о предмете психологии, ее категориях и месте в системе наук; предмет психологии не предусмотрен программами общеобразоват. ср. школ. Высшее П. о. является в то же время и «начальным». Это исключает возможность экспресс-подготовки специалистов-психологов.
Методы подготовки психол. кадров определяются тем, что далеко не все составляющие проф. психол. культуры могут быть сообщены в обезличенной форме; необходима работа в прямом и живом контакте с психологом-преподавателем и под его наблюдением. Без этого невозможно полноценное освоение процедур психол. тренинга, коррекционного обучения, а также процедуры исследования человека как личности. В силу этого нет достаточных оснований для проф. П. о. в заочной форме; приняты дневная (очная), вечерняя (для занятых в близких к психологии профессиях) формы и иногда т. н. очно-заочная.
П. о. зародилось как часть подготовки ученых-экспериментаторов в кон. 19 в. Подготовка психологов в заруб. странах стала массовой во 2-й пол. 20 в. в связи с социально-экон. проблемами НТР. Отеч. специалистов-психологов стали готовить на отделениях психологии в ун-тах начиная с 1946 в связи с введением предмета «Психология» в общеобразоват. школе. Однако после его отмены к 1966 только в МГУ и ЛГУ сохранялись отделения психологии. С 1970 стали возникать отделения и ф-ты в др. ун-тах.
В Рос. Федерации осн. учреждения, осуществляющие П. о., — подразделения ун-тов и пед. вузов: ф-ты психологии в ун-тах Москвы, С.-Петербурга, Ярославля, Ростова-на-Дону, Твери, Самары, Владивостока, Екатеринбурга; психол. отделения на разл. ф-тах в ун-тах Саратова, Омска, Ульяновска, Барнаула, а также ф-ты психологии пединститутов. Длительность обучения в ун-тах по дневной форме 5 лет (диплом приравнивается к магистерскому), вечерней — 6 лет; в пединститутах — 4—5 лет.
При нек-рых уч. заведениях наряду с бесплатными осн. формами образования организуются разл. самоокупаемые его формы (спецфакультеты, спецпотоки) для подготовки психологов-практиков из числа лиц, уже имеющих высшее образование др. профиля. В непрофильных вузах при этом не исключен риск присвоения квалификации психолога после прохождения краткосрочных поверхностных курсов.
Общий контроль за уровнем подготовки специалистов-психологов в ун-тах осуществляет коллегиальный обществ. орган — Учебно-метод. объединение при ф-те психологии МГУ. Аналогичная работа в отношении др. вузов (в частности, педагогических) ведется уч.-метод. подразделениями федеральных органов управления высшим и средним спец. образованием.
Психологию преподают в пед., юрид., мед. высших и средних спец. уч. заведениях. Вспомогат. П. о. обычно строится так, что помимо занятий по общей психологии имеют место нек-рые специализи-ров. включения (напр., курсы возрастной и пед. психологии в педвузах, психологии спорта — в ин-тах физкультуры и т. п.).
П. о. как компонент общего ср. образования существовало в сов. школе в 1947/48—1958/59 уч. гг. В сер. 90-х гг. преподавание психологии осуществляется факультативно и лишь в отд. школах. В связи с общей гуманизацией образования наметились перспективы расширения П. о. разл. уровней.
Лит.: Смирнова Е. Э., Пути формирования модели специалиста с высш. образованием, Л., 1977; Гусейнова В. В., Практика использования психолога на предприятии сферы материального произ-ва и проблемы подготовки психолога-практика, «ВМУ, сер. 14. Психология», 1989, № 4; Климов А. А., К молодежи, посвятившей себя психологии, ВП, 1989, J 3; Ждан А. Н., Преподавание психологии в Моск. ун-те, ВП, 1993, №4; Careers in psychology, Wash., 1980; The teaching of psychology: method, content and con-text, ed. by J. Radford, Cnichester, 1980.
E. А. Климов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
310.55 кб

Психологическое образование учителя

Регуш Людмила Александровна
В 2010 году исполняется 85 лет кафедре психологии Герценовского университета. С момента своего основания и по настоящее время главным направлением работы кафедры является психологическая подготовка будущих учителей.
Читать PDF
193.64 кб

Психологическая культура и образование

И. В. Дубровина
Читать PDF
386.74 кб

Психологическая культура и образование

Семикин Виктор Васильевич
Рассматриваются понятие «психологическая культура» и его актуальность в контексте ситуации модернизации образования в России и в русле культурологической парадигмы.
Читать PDF
108.23 кб

Проблемы психологического образования и науки

Зинченко Юрий Петрович
Статья посвящена проблемам подготовки психологов специалистов системы МВД России с учетом требований и тенденций в профессиональном образовании.
Читать PDF
317.45 кб

Психологическое здоровье и образование человека

Шувалов Александр Владимирович
В статье представлены результаты исследования, проведенного в рамках научного проекта «Антропология социально-психологического здоровья детства»; рассматривается проблема психологического здоровья в научном и мировоззренческом асп
Читать PDF
256.85 кб

Психологическое образование как ресурс личности

Дементий Людмила Ивановна, Малёнов Александр Александрович
The basic idea of article is revealed through statement of a problem about resource of psychological education in formation of the personality in the process of studying in higher education establishment through a prism of the imp
Читать PDF
234.85 кб

Психологические аспекты гуманизации образования

Крамаренко Алла Николаевна
В статье рассматриваются психологические аспекты гуманизации образования, как процесса, не предусматривающего простую передачу знаний в системе „учитель-ученик", а включающего в себя эмоции и чувства.
Читать PDF
3.32 мб

Психологические основы менеджмента в образовании

Никишова С. А.
Читать PDF
120.33 кб

Психологические аспекты непрерывного образования

Грохольская Наталья Викторовна
Читать PDF
1.99 мб

Психологические аспекты адаптивных систем образования

Носков Евгений Алексеевич
В статье рассмотрены психологические аспекты адаптации, на основе которых могут быть определены подходы к построению адаптивных систем образования взрослых.
Читать PDF
1.10 мб

Модель системы непрерывного психологического образования

Селиванов Владимир Владимирович, Селиванова Людмила Николаевна
целью статьи является обобщение педагогического опыта по построению системы непрерывного психологического образования в городе Смоленске, привлечение внимания психологов, педагогов, работников системы образования к проблемам непре
Читать PDF
321.65 кб

Психологическое образование в развитии безопасной личности

Лызь Н. А.
Читать PDF
517.47 кб

Социально-психологические аспекты современного образования

Акопов Гарник Владимирович, Варфоломеева Татьяна Петровна, Чернышова Елена Леонидовна
В статье обозначена актуальная предметная область научных знаний на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии. Анализируются задачи и методы этого научно-прикладного направления.
Читать PDF
604.59 кб

Психологические особенности использования ИКТ в образовании

Нигматуллаева Дилфуза Мирзатуллаевна
Данная статья посвящена проблемам психологических особенностей использования ИКТ в образовании.
Читать PDF
641.75 кб

Социально-психологические барьеры в инклюзивном образовании

Байрамов Вагиф Дейрушевич, Бабанова Елена Михайловна
В процессе получения профессионального инклюзивного образования люди с инвалидностью сталкиваются со многими трудностями социальными барьерами.