ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ТРУДА

Найдено 1 определение
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ТРУДА.
Труд рассматривают разные науки и видят в нем совершенно разные стороны, признаки. Например, в труде психологов интересует содержание сознания человека. Если человек стоит на штатном рабочем месте, прессует детали, которые идут дальше по технологической линии, то с экономической точки зрения это, конечно, труд, и он в соответствии с принятым порядком учитывается, оплачивается. Трудящемуся юридически гарантируются его права и т.п. Психологи спрашивают: «А что у человека в сознании?». С психологической точки зрения трудом является деятельность, характеризуемая следующим набором признаков:
1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата. Если человек работает на штатном рабочем месте, но в его помыслах нет места представлению о результате, полезном для потребителя, для людей, общества, если готов делать за вознаграждение все, что угодно, то, с психологической точки зрения, эта активность еще не труд, а что-то другое (иной раз, возможно, преступное деяние).
2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели. Этот признак отличает труд от игры. Если человек легко может бросить заданное дело – как дошкольник игру – где-то на середине и спокойно не возвращаться к нему, то опять- таки здесь, с психологической точки зрения, это не труд, и субъект этой активности еще не трудящийся.
3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание средств деятельности (как внешних, вещественных, так и внутренних средств, каковымиявляются правила, стратегия, тактика действий, мысленные схемы принятия решений, которыми располагает человек, и т.п.). Нет этого признака, значит, рассматриваемая активность – пусть на штатном рабочем месте – это опять все же еще не труд, если даже человеку платят деньги.
4. Осознание межличностных производственных отношений, зависимостей: «живых» и овеществленных. Кто сделал заготовку, которую я обрабатываю, или материал, который использую? Какой труд и кем вложен в организацию производства, в его упорядоченность? Кому и для чего пойдет мое изделие, чьи и какие потребности оно удовлетворяет? Если подобного рода вопросов и ответов в сознании нет, то активность человека еще не труд, а сам он еще не сформирован как трудящийся.
Указанные выше признаки важно знать и учитывать при постановке задач профессионального обучения и воспитания. Если активность человека этих признаков лишена, то на рабочем месте находится бездушный функционер – медсестра, которой безразлично, поел ли больной ребенок; продавец, готовый продать позеленевшее мясо, лишь бы не заметили; тракторист, который спокойно сжигает копны необмолоченного хлеба, поскольку мешают ему выполнять очередной производственный наряд – вспахивать поле; конструктор пульта управления, которому безразлично, как должен «тянуться» оператор к удаленным кнопкам и приборам и пр.
Г.З. Бедный

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.