Психогигиена

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Психогигиена
часть общей гигиены, содержащая мероприятия по профилактике нервно-психических заболеваний среди военнослужащих.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Психогигиена
область медицинской психологии, ставящая задачей предотвращение нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчение острых психотравматических реакций.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Психогигиена
[психо… + гр. hygieinos – целебный] – раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий на психическую составляющую здоровья человека и разрабатывающий меры для его сохранения, укрепления и предупреждения возникновения психозов.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Психогигиена
гр. и лат. – душа и здоровье) – часть общей гигиены, разрабатывающая научные основы, принципы и мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья человека. Задачи психогигиены состоят в изучении условий жизни и труда и научной разработке и внедрении в практику мероприятий, укрепляющих ее сопротивляемость вредным факторам внешней среды, в пропаганде психогигиенических знаний. Это новое направление исследований в области гигиены.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПСИХОГИГИЕНА
а) область знаний об условиях сохранения и укрепления психического здоровья людей, предупреждения заболеваний и длительных неблагоприятных психических состояний;
б) система практических мер, действий, привычек, схем поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья и предупреждение неблагоприятных психических состояний, психических заболеваний. В последнее время развивается экологическая психология (экопсихология) – область знания и практики с той же ориентацией, что и отмеченная в приведенных выше пунктах. Возникли также другиеназвания для примерно аналогичного направления мысли и практики (дианетика, валеология). Это отображает возрастающую озабоченность мыслящих людей вопросами душевного здоровья человечества и в этом смысле даже безопасности людей.
По отношению к развитию и функционированию профессионала существует проблема профессионального самосохранения, которая тесно связана с обозначенными выше вопросами.
Лит.: Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987; Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ПСИХОГИГИЕНА
наука о сохранении и укреплении нервно-психического здоровья человека; занимает пограничное положение между общей гигиеной и психологией. Изучает социальные, бытовые, производственные, психологические и другие условия, способные оказать положительное или отрицательное влияние на психическое развитие и состояние человека, работоспособность и продолжительность жизни. П. - научная основа для создания условий для гармоничного формирования личности, раскрытия возможностей и способностей, осуществления здорового образа жизни, оказания ранней психологической и психотерапевтической помощи в кризисные периоды жизни. В рамках П. выделяются такие ее направления, как возрастная П., П. семьи, половой жизни, обучения, труда. Обширной является область специальной П.: военной, авиационной, спортивной и т.д. Все большее распространение получает интегративная область П. - т.н. психология человеческих взаимоотношений. Она привлекает внимание к конфликтам и разобщенности между людьми как источникам стресса, необходимости гуманизации отношений, культуре общения, дружбе, сотрудничеству в противовес авторитарности, нетерпимости, вражде и другим проявлениям агрессивных чувств. Реализация идей П. одновременно служит и целям профилактики нервно-психических заболеваний.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПСИХОГИГИЕНА
от греч. psyche — душа и hygieinos — целебный), наука о сохранении и укреплении нервно-психич. здоровья человека; занимает пограничное положение между общей гигиеной и психологией. Изучает социальные, бытовые, производств., психол. и др. условия, способные оказать положит. или отри-цат. влияние на психич, развитие и состояние человека, работоспособность и продолжительность жизни. П. — науч. основа создания условий для гармоничного формирования личности, раскрытия возможностей и способностей, осуществления здорового образа жизни, оказания ранней психол. и психотерапевтич. помощи в кризисные периоды жизни. Возрастная П. на основе данных дет. психологии изучает условия нормального психич. развития детей, анализирует роль возрастных особенностей и средовых факторов в возникновении отклонений. Так, установлены механизмы возникновения негативизма в кризисных возрастах, причины склонности подростков к истерич. и шизоидным реакциям в неблагоприятных условиях воспитания и т. п. Значит. внимание уделяется воспитанию детей, отличающихся нервно-психич., физич. и соматич. ослабленностью, профилактике неврозов и предотвращению психич. травм у детей. В зрелом возрасте особую важность приобретают вопросы адаптации к действию стрессовых факторов, упрочения здоровья и предупреждения угрожающих жизни и психич. здоровью заболеваний. П. семьи изучает условия ее сохранения, психол. совместимости супругов, предупреждения конфликтов и разводов. С ней тесно связана П. половой ж и з-н и. Осн. задача П. обучения — разработка способов рационализации процесса обучения в ср. и высшей школе (с целью предотвращения нервно-психич. перегрузок). Гл. внимание уделяется рациональному использованию имеющихся сил и возможностей, нахождению индивидуального предела усвоения информации, способам снятия умственного утомления. Аналогичные задачи стоят и перед П. труда, если он носит умственный характер. Как для умственного, так и для физич. труда актуально изучение соответствия труда возможностям человека, нахождение оптимального ритма труда и отдыха (психофизиол. аспект), удовлетворенности трудом, рабочим местом, окружающей обстановкой (психол. аспект), микроклиматом в коллективе (социально-психол. аспект).
Обширной является область специальной П.: военной, авиационной, спорта и т. д. Все большее распространение получает интегративная область П. — т. н. психология человеческих взаимоотношений. Она привлекает внимание к конфликтам и разобщенности между людьми как источникам стресса, необходимости гуманизации отношений, культуре общения, дружбе, сотрудничеству в противовес авторитарности, нетерпимости, вражде и др. проявлениям агрессивных чувств.
Реализация идей П. одновременно служит и целям психопрофилактики — предупреждения нервно-психич. заболеваний. Система психогигиенич. и психопро-филактич. мероприятий включает науч. анализ причин и механизмов развития нервно-психич. заболеваний; выявление групп повышенного риска в нервно-психич. отношении; диспансеризацию лиц с нервно-психич. отклонениями; организацию (помимо психиатрической) психол. и психотерапевтич. помощи населению, в т. ч. «телефонов доверия», кабинетов П. и психопрофилактики в рамках шк. психол. службы, центров психол. разгрузки на предприятиях, семейных консультаций и т. п. Важной задачей П. в школе является последовательное формирование у детей и подростков активных социально ценных установок, проф. ориентация, способствующая реализации этих установок, а также психогигиенич. просвещение и обучение спец. методам управления собств. психич. состоянием и самочувствием.
Распространение психогигиенич. идей и навыков зависит от социально-экон., социально-психол. и культурного уровня развития общества. Претворение в жизнь принципов П. и психопрофилактики позволит не только создать практич. условия для всестороннего формирования личности человека, но и уменьшить заболеваемость неврозами — наиб. распространенным и социально прогрессирующим видом нервно-психич. патологии.
Лит.: О психогигиенич. работе в школе. Метод. письмо, М., 1961; Г с х т К., Психогигиена, пер. с нем., М., 1979; Психогигиена и психопрофилактика. Сб. тр., Л., 1983; Исаев Д. Н., Психопрофилактика в практике педиатра, Л., 1984; Психогигиена детей и подростков, М., 1985; Совр. формы и методы организации психогигиенич. и психопрофилак-тич. работы. Сб. тр., Л., 1985; Захаров А. И., Неврозы у детей, Л., 1988, гл. 5—6.
А. И. Захаров.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
245.49 кб

Психогигиеническое движение как фактор профессионализации социальной работы

Целых Марина Петровна
В статье рассматривается история возникновения и развития психогигиенического движения в 20-е годы ХХ века в США.
Читать PDF
1.07 мб

Роль социально-реабилитационных мероприятий в психогигиеническом комплексе работы специального корре

Телелюева Т.Н., Мымрикова В.Г., Трофимова Г.С., Рычкова Л.С.
В статье рассматривается роль социально-реабилитационных мероприятий в психогигиеническом комплексе организации работы специального коррекционного образовательного учреждения.

Похожие термины:

  • Психогигиена и психопрофилактика

    отгреч. hygienos - целебный и prophylaktikos - предохранительный) - области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью пред
  • ПСИХОГИГИЕНА ОБЩЕНИЯ

    область социальной психологии и педагогики, задачей которых является предоставление помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психотравматических заболева