ПСИХОГЕНЕТИКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПСИХОГЕНЕТИКА
область психологии, изучающая соотношение и взаимовлияние наследственности и среды на развитие психических свойств человека [80, c. 469; 82, c. 647].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Психогенетика
[психо… + гр. genetikos – относящийся к рождению, происхождению] – учение о взаимодействии внешней среды и генетическиобусловленных факторов в формировании психологических особенностей человека.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ПСИХОГЕНЕТИКА
междисциплинарная область научных знаний, находящаяся на пересечении двух наук - генетики и психологии. В английской и американской научной литературе для ее обозначения чаще используется термин "генетика поведения". Предмет исследований П. - соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании когнитивных процессов, темперамента, двигательных функций человека. В 70-80-х гг. сформировались новые отрасли П.: генетическая психофизиология и генетика индивидуального развития. Осн. методами исследования в П. являются близнецовый метод и метод приемных детей. Метод приемных детей предполагает сопоставление психологического сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями, что позволяет судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПСИХОГЕНЕТИКА
междисциплинарная область науч. знаний, находящаяся на пересечении двух наук — генетики и психологии В англ. и амер науч. лит-ре для ее обозначения чаще используется термин «генетика поведения» (behavior gene-tics), охватывающий понятие поведения в самом широком значении, включая поведение животных Предмет исследований в II — соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании когнитивных процессов, темперамента, двигательных функций человека, т с совокупности межиндивидуальной вариативности его психол. черт С точки зрения генетики каждый человек уникален, в значит. мере индивидуализирована и среда, в к-рой формируется психика каждого человека Поиски именно наследств. и средовых детерминант в изменчивости психол. черт соответствуют совр. представлениям об уникальности, неповторимости, индивидуальности каждого человека
Наиб. кол-во работ в II посвящено генотип-средовым соотношениям в изменчивости интеллекта, отд. познавательных функций и способностей, дина-мич характеристик психики, в частности относящихся к сфере темперамента, значительно меньше исследованы двигательные особенности человека В 70- 80-х гг. формируются новые отрасли II генетич. психофизиология и генетика индивидуального развития Первая исследует наследственные и средовые детерминанты гл. обр. биоэлектрич активности мозга и др. физиол. особенностей человека Влияние генотипа на психику, поведение может осуществляться только на анатомо-физиол. уровне в генах кодируется не конкретное значение психол. признака, а нек-рые анатомич. физиол, биохим особенности, к-рые и создают основу для формирования (во взаимодействии со средой) тех или иных индивидуальных особенностей психики Вторая из упомянутых новых отраслей исследует возрастную динамику генотип-средовых соотношений в изменчивости психич. функций, роль наследственности и среды в возрастной преемственности и стабильности, в детерминации индивидуальных траекторий развития Эти исследования дают важные сведения для периодизации развития, т к позволяют выделить этапы онтогенеза с повышенной чувствительностью к средо-вым влияниям и тем самым приблизиться к пониманию и выделению сенситивных периодов развития
Значительные результаты в II получены с помощью метода приемных детей и близнецового метода
Метод приемных детей предполагает сопоставление психол. сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями, с первыми ребенок имеет в среднем 50% общих генов, но не имеет общей среды, со вторыми, наоборот, имеет общую среду и никаких общих генов (если усыновители — не родственники ребенка) Большее сходство ребенка с теми или другими родителями позволяет судить о влиянии генетич. и средовых факторов на вариативность изучаемого признака
Метод близнецов основан на том, что монозиготные близнецы — единственные люди, имеющие идентичный набор генов, а дизиготные имеют, как все родные братья и сестры (т и сиблинги — дети одних и тех же родителей), в среднем только 50% одинаковых генов Поэтому по тем признакам, вариативность к-рых существенно определяется наследственностью, внутрипарное сходство монозиготных близнецов должно быть больше, чем у дизиготных При этом постулируется примерно одинаковое сходство и различие средовых условий для тех и других Один из вариантов этого метода — изучение разлученных монозиготных близнецов — стал своеобразным «критическим экспериментом» II исследуются индивидуальные особенности людей, генетически одинаковых, но воспитывавшихся в разных средах Используются также популяционный, генеалогический и др. методы Наиб. разрешающая способность достигается при объединении неск методов
Влияние наследственных факторов констатируется в изменчивости широкого круга психол. характеристик Наиболее надежно установлено наличие генетич. детерминант в вариативности интеллекта, диагностируемого разл. тестами, и т и личностных особенностей (гл. обр. динамических — активности, эмоциональности, экстраинтро-версии, нейротизма и т. д. ), отклоняющихся вариантов развития, отд. форм психопатологии, а также нек-рых когнитивных особенностей (напр., пространственных) Генетич. обусловленность интеллекта, способностей и др. компонентов индивидуальности проявляется в академич.успешности, проф. интересах и т. п. Адекватность заключений о наследственной или средовой обусловленности любых индивидуально-психол. особенностей полностью зависит от валидности и надежности методов психол. диагностики.
Факторы наследственности влияют на формирование межиндивидуальной вариативности и психофизиол. признаков — как тех, к-рые характеризуют состояние покоя, так и ответов мозга на разл. внеш. и внутр. стимулы.
В целом накопленный в П. эмпирия, материал свидетельствует о том, что индивидуальные особенности психики в Значит. мере определяются наследственностью, т.е. существует нек-рая первичная, кодированная в генетич. аппарате человеческая индивидуальность. Этот вывод реально означает следующее. Во-первых, все данные П. говорят о причинах различий между людьми, но они не могут быть отнесены к отд. человеку, т.е. не отвечают, напр., на вопрос, почему человек в данное время обладает определенным уровнем развития интеллектуальных способностей. Поскольку любой признак формируется во взаимодействии генотипа и среды, его наличная оценка может быть результатом преимуществ, влияния любого из этих факторов. Во-вторых, соотношение генетич. и средовых детерминант в вариативности любого психол. признака — не фиксированная величина; оно меняется в зависимости от мн. причин, связанных с возрастными особенностями психики, с типом и структурой выполняемой деятельности, содержанием внеш. стимулов и т. д. В-третьих, когда речь идет о психол. признаках, «генетически заданное» не означает «неизменное». Даже те признаки, в вариативности к-рых доля генетич. дисперсии высока, могут меняться и меняются как в ходе естественного развития, так и в результате пед. воздействий. Однако чем выше роль наследственности, тем более первично индивидуализирована данная функция. В пед. практике это означает, что только учет индивидуальных особенностей обеспечивает макс, реализацию генетически заданных возможностей.
Изучение средовой вариативности — один из больших разделов совр. П. Принято выделять общесемейную среду (иногда ее обозначают как систематическую межсемейную, разделенную) и индивидуальную (случайную внутрисемей-ную, неразделенную). Общесемейная среда (напр., стиль семейной социализации) различна в разных семьях, но повышает сходство членов одной семьи. Индивидуальная среда, наоборот, различна у разных членов одной семьи и потому снижает их сходство. Она делится на систематическую и несистематическую. К систематич. индивидуальной среде относится, напр., пол ребенка, очередность рождения, отношения с. др. членами семьи, внесемейные связи и т. д.; к несистематической — болезни, случайные события и т. д. С возрастом соотношение генетических и двух средовых детерминант закономерно изменяется: в детстве межиндивидуальная вариативность интеллекта определяется наследственностью, общесемейной и индивидуальной средой примерно в одинаковых долях, но с пубертатного возраста роль общесемейной среды резко снижается, влияния же наследственности и индивидуальной среды растут. Такая дифференциация и статистич. оценка доли средовых дисперсий возможна только в рамках психогене-тич. исследования, в этом состоит его особая ценность.
Начало П. было положено работами Ф. Галетона. Дальнейшая история П. связана с успехами психол. диагностики, вариационной статистики. Совр. психоге-нетич. исследования все больше опираются на данные молекулярной генетики, психофизиологии, психологии развития.
В СССР П. интенсивно развивалась в 20—30-х гг., однако во 2-й пол. 30-х гг. эти работы были прерваны на неск. десятилетий.
В РФ психогенетич. исследования осуществляются в Психол. ин-те РАО, Ин-те психологии РАН и Ин-те мозга РАН.
Психогенетич. программы реализуются также в США, Австралии, Канаде, Голландии, Италии, Швеции, Финляндии. Существует Междунар. ассоциация генетики поведения и Междунар. об-во близнецовых исследований.
Лит.: Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека, под ред. И. В. Равич-Щербо, М., 1988; Человек в системе наук, под ред. И. Т. Фролова, М., 1989; Егорова М. С., Марютина Т. М., Развитие как предмет психогенетики, ВП, 1992, N 5—6; Левонтин Р., Человеческая индивидуальность, наследственность и среда, пер. с англ., М., 1993; Григоренко Е. Л., Паулс Д. Л., Генетич. факторы, влияющие на возникновение девиантных форм развития и дет. психич. расстройств, «Дефектология», 1995, J 3. И. В. Равич-Щербо.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.36 мб

Использование предварительного контроля в рамках изучения курса «Основы психогенетики» в вузе

Катунова Валерия Валерьевна
В данной статье приводится опыт использования предварительного контроля знаний в рамках преподавания дисциплины высшего профессионального образования и возможности применения его результатов
Читать PDF
2.98 мб

Формирование профессионально важных качеств студентов с разными психогенетическими показателями в пр

Махотин Дмитрий Александрович, Ильин Александр Борисович
Статья посвящена проблеме формирования профессионально важных качеств студентов, обучающихся по управленческим и туристским специальностям, в процессе их технологической подготовки.
Читать PDF
173.33 кб

Индивидуальные различия в способностях к обучению: возможности и перспективы психогенетических иссле

Малых Сергей Борисович, Тихомирова Татьяна Николаевна, Ковас Юлия Владимировна
Подчеркивается важность научно-экспериментального изучения природы индивидуальных различий — поиска ответа на вопрос, почему в условиях относительного единообразия образовательной среды ученики отличаются друг от друга по когнитив

Похожие термины:

  • ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА, ПСИХОГЕНЕТИКА

    изучение влияния генетических свойств организма на поведение, а также взаимодействия генетических и средовых факторов в той мере, в какой они воздействуют на поведение человека, т. е. исследовани