ПСИХОЭКОЛОГИЯ

Найдено 1 определение
ПСИХОЭКОЛОГИЯ
совокупность взаимодействия человека с окружающей информационно- психологической средой, сфера развития и существования человека, исключающая информационные воздействия, не контролируемые свободной волей человека.
Взаимодействие человека с техногенными информационными процессами составляет предмет П.
В последние годы существенно возросла роль П. и социоэкологии, т.е. влияния общественного сознания и социального климата на личность отдельного человека: его сознание, поведение, настроение, эмоциональное состояние и здоровье. Отмечается усиление негативных проявлений социокультурных и урбанистических влияний на отдельную личность в условиях дестабилизированного и псевдохаризматического общества: значительно возрастают в обществе социальная напряженность, агрессивность, тревога, отчаяние, безнадежность, падает работоспособность, утрачивается чувство личной безопасности и ощущение перспектив в будущем.
Человек в условиях общества живет в техногенной информационной среде, создавая, передавая и принимая информации. Развитие технической цивилизации привело к пределу возможностей мозга человека – сознательному контролю воздействующих на человека информационных потоков. Уровень биологической эволюции и особенности воспитания не позволяют человеку контролировать неосознаваемые техногенные информационные воздействия. Часть информации при этом может быть не контролируема сознанием, но воспринята мозгом и психикой, что изменяет состояние человека помимо его воли и желания. Кроме того, особую озабоченность вызывает то, что формирующаяся на фоне такого социально-психологического стресса и резко изменившихся нравственных норм и ценностей личность ребенка и подростка необратимо деформируется, что создает угрозу искажения национального самосознания, национальной культуры и духовности.
Целью развития цивилизации и человеческого общества, а также процветания и самого его существования является возможность свободного развития гармонического, приобщенного к духовным и гуманистическим ценностям, творческого и здорового человека, сознающего свое высшее предназначение, носителя достижений культуры и духовного опыта прошлых поколений и создателя ноосферы и общества будущего Земли. Чрезвычайно важной проблемой в настоящее время является перенасыщенность информацией психоэкологического пространства человека и общества в целом, достигшая критического уровня, за которым становится реальной опасность управления и манипулирования самочувствием, настроением, поведением и всей картиной мира человека при распределении информации с использованием технических средств и приемов, позволяющих осуществлять информационное воздействие на неосознаваемом уровне.В последние годы в нашей стране и за рубежом разработаны подходы к изучению индивидуальных особенностей организма и личности здорового и больного человека, основанные на новых представлениях о бессознательном. Эти подходы позволяют исследовать «ядро» личности и выделить факторы, которые оказывают влияние на формирование личности и определяют ее реагирование на стрессы и патогенные факторы.
Избавить человека от возможных психических нарушений и вызванных ими страданий и болезней за счет раскрытия его собственных резервных возможностей позволяют компьютерные технологии психокоррекции (психотехнологии) – технологии высокого уровня, позволяющие диагностировать и корректировать психическое и физическое состояние человека путем прямого доступа в подсознание. Однако в связи с тем, что человек не может сознательно определить влияние на факт неосознаваемого воздействия на него, на смысл и содержание такого воздействия, общество в целом должно осуществлять контроль в этой области, охраняя чистоту информационно-психологической среды. Все практические и контрольно-экспертные работы в области П. должны проводиться под государственным и общественным контролем.
Сегодня особенно остро возникает необходимость принятия закона о П., который может и должен декларировать права человека на сознание, передачу и получение информации, на свободу выбора создаваемой, передаваемой и получаемой информации. Закон вправе запрещать использование всех технических средств, включая средства массовой информации и телекоммуникации, для неявного неосознаваемого воздействия на человека, кроме целей медицинского, психологического и образовательного назначения.
Лит.: Смирнов И.В., Безносюк Е.В., Журавлев А.Н. Психотехнологии. – М., 1996.
И.В. Смирнов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.