ПСИХИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Найдено 1 определение
ПСИХИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
К ним относятся:
а) Убеждения личности – центральный регулятор, т.е. твердые, обобщенные и сознательно обоснованные взгляды человека на мир, на природу, общество, самого себя. Убеждения придают поведению «надситуативность», устойчивую направленность независимо от частных обстоятельств. Зная убеждения человека, можно сравнительно надежно прогнозировать, как он поступит в будущем: пойдет ли, что называется, на амбразуру, на воздушный таран или, наоборот, «в кусты». Иногда ведущиеся в наши дни разговоры о деидеологизации тех или иных сфер жизни можно понимать только так, что речь ведется о замене одной идеологии на другую, ибо без убеждений (а убеждения и есть ядро идеологии) человек не обходится. Он и от животных-то как раз отличается не химизмом, а тем, что имеет идеологию;
б) Характер – устойчиво присущая человеку (выработанная в ходе предшествующего развития) система эмоциональных отношений к существенным сторонам действительности
– к труду, к людям, к вещам, к себе;
в) Волевой самоконтроль. Эта способность достаточно успешно формируется в хорошо поставленном обучении: ведь учеба требует произвольного напряжения внимания, произвольной памяти (заучивание и воспроизведение материала не только тогда, когда только интересно, но когда нужно) будь то общее образование или профессиональное. Воспитание воли и характера подрастающего человека – большая и специальная область педагогической психологии;
г) Потребностные состояния, потребности – переживания человеком своей нужды в чем- либо. Одни потребности более явно, другие менее связаны с природными свойствами организма. Так, влечение к пище, влечение к новизне, к самосохранению, половое влечение, влечение к двигательной активности относительно легко могут быть поняты как связанные с физиологическими функциями организма. Структура потребностей зависит от исторически сложившегося способа их удовлетворения. Люди испытывают потребность не в любых, не в случайных, а во вполне определенных предметах питания (у разных этнических групп – разных), одежды, обихода. Человеку свойственна и потребность в одобрении окружающих, потребность в познании окружающего мира и многие другие.
Ситуация рыночных отношений, как никакая другая, требует изучения и знания потребностей людей – ведь изготовлять и предлагать надо именно то, в чем испытывают нужду, потребностей тех, с кем вступаешь в деловые отношения; навязывание людям чужих «хороших» потребностей малоперспективно;
д) Самосознание – система представлений человека о самом себе: о своих стойких качествах и временных состояниях («я человек сдержанный», «я сейчас устал и могунаделать ошибок», «я взволнован – надо сначала успокоиться, а уж потом продолжать работу» и пр.). Без самосознания, самооценок невозможна саморегуляция своего поведения, внесение в него поправок по ходу действий, по ходу общения с людьми.
Самосознание может быть неразвитым или искаженным – человек может мало думать о себе и плохо себя знать или иметь о себе неверные знания (завышенная самооценка или недооценка себя);
е) Система знаний о внешнем мире, природе и обществе. Сейчас в период гласности есть и признаки некоторой разнузданности людей, близко стоящих к средствам массовой информации: наряду с правдой в прессе выплескивается и много домыслов;
Очень важно иметь правильную ориентировку в социальных процессах, т.е. строить в сознании верный образ социальной ситуации. Всякого рода однобокие сведения, дезинформация вызывают соответствующие им, но не соответствующие истинному положению вещей поступки. Это и доказывает, что не окружающие предметы, люди, а знания и мнения о них, т.е. субъективные образы, являются истинными регуляторами поведения. Требуется ответственное отношение к содержанию общего образования, в частности по разделу обществоведческой подготовки. Труднейшее дело здесь – отделять невымышленные явления, факты от субъективных мнений и домыслов;
ж) Познавательные процессы (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение и внимание). Их роль в регуляции деятельности наиболее очевидна: увидел – сделал – оценил – исправил – сообразил, как улучшить дело, сравнив с имеющимися образцами, внес поправки и т.д. Важно культивировать такие внешние и внутренние средства деятельности, которые улучшают познавательную активность, исключают или уменьшают ошибки восприятия, сбои памяти, мышления. Улучшению зрительного восприятия способствует не только нормальное освещение, но и контрастное оформление сигнальных устройств, надписей, удобное расположение шкал приборов на рабочем месте, удобная конструкция самих шкал (достаточная угловая величина штрихов, цифр). Улучшению функций памяти способствует применение устройств, разгружающих память (записей, заметок, картотек, информационно-поисковых систем на компьютерной основе и пр.).
Функция принятия решений улучшается при усвоении схем, отражающих основной ход мысли (усвоению таких схем хорошо способствует участие в так называемых деловых играх). Функция воображения улучшается при применении специальных приемов мысленного преобразования предметов (мысленная перестановка, мысленное уменьшение или увеличение предметов, вкладывание одного в другой, так, например, авторучка появилась как результат мысленного помещения чернильницы внутрь обычной ручки). Все эти вопросы обсуждаются в специальной литературе, которую нетрудно найти по библиографическим справочникам в библиотеке.
Лит.: Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих на производстве в условиях перехода к рыночной экономике. – М., 1992.
Г.З. Бедный

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.