Проповедь

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Проповедь
жанр религиозной пропаганды, публичная речь священнослужителя в храме, обращенная к прихожанам. Проповедь содержит разъяснение положений вероучения, комментарии к Священному писанию, рекомендации к соответствующему поведению и действию. Через проповеди церковь влияет на все стороны жизни мирян – экономическую, политическую, личную и др. Проповедь состоит из 3-х частей: приступ и двустороннее уяснение предмета. По сути это нравоучение. Проповедник должен обладать ораторской речью, уважать мирян. Дар проповедничества – это почти пророческий дар. Проповедь всегда была главным орудием познания веры и привнесения ее в жизнь верующих.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПРОПОВЕДЬ
первичный жанр религиозного дискурса; в христианстве — церковное наставление, произносимое в храме за литургией (или мессой), в котором повествуется о библейских событиях и разъясняется учение Иисуса Христа. П. составляет предмет особой богословской науки — Гомилетики (См.). У иудеев П. (как и в христианстве) служит средством духовного руководства народом и его ознакомления с основами вероучения. Как правило, христианская П. строится на тексте Евангелия (как иудейская П. — на тексте Торы). Для мусульманской П. не характерно толкование Корана в мечети; обычно П., называемая «хутба», совершается имамом по праздникам и во время пятничного полуденного богослужения. Такая П. начинается с прославления Аллаха и его пророка. Иногда читается в форме рифмованной прозы.
История христианской П. насчитывает более двух тысяч лет. В первые века христианства П. существовала в виде «церковного собеседования»: в храме собирались верующие и обсуждали вопросы веры с наставником. П. в современном виде — монологическая речь проповедника-оратора. Цели, задачи и содержательные параметры проповеди за всё время существования этого жанра не менялись. Христианская П. — продолжение дела Иисуса Христа: раскрытие евангельского учения людям. Опираясь на Евангелие, можно говорить о Христе как о первом проповеднике, давшем будущей церкви первый образец — Нагорную проповедь. На Русь П. пришла с принятием православия и формировалась на основе традиции Византии, где создавались богословские основы православия и основные черты византийского стиля П. Знаменитые проповедники XI–XVI вв.: митрополит Киевский Иларион, Кирилл Туровский, Феодосий Печерский, епископ Владимирский Серапион и др. В период латино-польского влияния (XVI — XVII вв.). П. приобретает черты католической схоластики, что объясняется появлением на Руси в XVI веке иезуитских коллегий, получением многими проповедниками образования за рубежом (в католических семинариях), влиянием латинского языка (как языка всей европейской науки и культуры того времени). Известные проповедники этого времени: митрополит Киевский Пётр Могила, архимандрит Иоанникий Голятовский, иеромонах Симеон Полоцкий и др. Относительно самостоятельный период развития П. (XVIII — XIX вв) связан с деятельностью Петра I и его соратника архиепископа Феофана (Прокоповича). П. способствует продвижению реформ, становится глашатаем преобразований, объясняет их смысл и значимость. Расширение тематики П., внесение в неё нерелигиозного, общественного и государственного компонента способствовало изменению её формы. П. Прокоповича отличались простотой и ясностью и носили публицистический характер. Знаменитые проповедники этого периода: митрополит Филарет, протоиерей Родион Путятин, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский и др. В период с 1917 года до наших дней Церковь попадает в новые условия атеистического государства. В годы гонения на Церковь проповедничество, тем не менее, продолжало существовать. Во время Великой Отечественной Войны для духовной поддержки населения, поднятия боевого духа и укрепления веры в победу правительство обращается за помощью к Церкви. С середины 80-х годов Церковь обретает свободу, что способствует развитию проповедничества. Проповедники этого времени: митрополит Антоний Сурожский, протоиерей Александр Шаргунов, архиепископ Викентий (Морарь), диакон протоиерей Геннадий Фаст и мн.др. Выдающимся религиозным оратором является нынешний патриарх Русской Православной Церкви Кирилл.
Единой точки зрения на внутрижанровое деление П. нет. Основными видами П. можно считать: катехизическое поучение (основные уроки веры и жизни христианской); экзегетическая П. (изложение Священного Писания, житий святых и др.); апологетическая П. (излагает основные истины христианства); миссионерская П. (цель — обращение людей к вере); публицистическая П. (тематически обращена к современным проблемам).
Лит.: Ветелев А. Учебный курс по истории проповедничества русской православной церкви для 4-го класса: учеб. пособие. Загорск, 1990; Святоотеческая проповедь как образец для подражания // Журнал Московской Патриархии. 1955. №№ 4,6; Захаренкова О.С. Жанровые особенности современной проповеди (на материале текстов красноярских и железно-горских священнослужителей) // Лингвистический ежегодник Сибири. Вып. 6. Красноярск, 2004; Крылова О.А., Савин Г.А. Коммуникативная стратегия автора православной проповеди в современном церковно-религиозном дискурсе // ФН. 2008. № 6; Крысин Л.П. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского литературного языка // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. М., 1996; Расторгуева М.Б. Речевой жанр церковно-религиозной проповеди: КД. Воронеж, 2005; Таушев А. Руководство по гомилетике. URL: http://www.klikovo.ru/db/book/head/874.
А.Н. Смолина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Похожие термины:

  • Нагорная проповедь

    наиболее полное выражение религиозно-нравственных основ Евангелия. Это учение о блаженствах, выражающих сущность новозаветных законов христианской жизни. Эта проповедь была произнесена Иисусом