ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ практика учащихся

Найдено 1 определение
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ практика учащихся
Из дневника 15-летней школьницы в 1930 г.: «12 сентября. …С 15 числа начинается практика. Мы, 7 гр[уппа], в течение целого месяца будем работать на Ленинской текстильной фабрике. Я довольна – до сих пор я не имела никакого представления о пр-ве. 20 сентября. Сегодня первый день произв. практики. Я работаю в ткацком цехе. Сначала чувствовала себя неловко и неприятно. Еще бы! Как-никак, а в подобной обстановке мне проходится быть впервые. Фабрика мне нравится, только уж очень шумно и пыльно. При разговоре приходится до крика повышать голос, при этом сильно напрягая голосовые связки. Когда я вошла в цех, гудение машин меня ошеломило… Работала на одном станке с опытной, квалифицированной работницей. Вначале только всматривалась и вникала в суть работы, но постепенно стала исполнять некоторые из работ ткачих. Первое, за что взялась, – это заправка челнока. Со стороны кажется, заправить челнок – это сущие пустяки, на самом деле это не так-то просто. Главное, приходится до боли напрягать суставы пальцев, чтобы нажать пружинку челнока. Не менее неприятным в работе являются порванные нитки. Время прошло быстро. Я почти не устала, только чувствовалась во всех суставах какая-то тяжесть. Сегодня я, пожалуй, в первый раз в жизни почувствовала прилив радости от проделанной мной работы…. Сейчас я в превосходном настроении. Немного болит спина, ломит пальцы, но... весело. Хочется петь машинную ритмичную песню… 21 сентября… С утра чувствовала себя превосходно. На фабрику шла охотно, с приливом энергии и бодрости. Неугомонный шум по-прежнему ошеломил. Работать взялась горячо. Два часа проработала с увлечением и еле заметной радостью. Постепенно устала спина и все суставы заполнились уже знакомой, странной тяжестью. Мысли жутко путались. Нитки, как назло, то и дело рвались… Сегодня я окончательно освоилась с работой ткачихи. Работа, в сущности, не тяжелая, но страшно утомительная… 23 сент. День прошел незаметно. Часы, проведенные на фабрике, не отложили неприятного отпечатка. Я довольна положительно всем. Работа кажется привлекательной, порванные нитки не злят и не раздражают. Сегодня работала более или менее самостоятельно. Работница часто позволяла мне самостоятельно орудовать машиной. Но ответств-сть за качество, поломки меня, пожалуй, немного тяготит… 5 окт. Практика жутко надоела. Устала страшно. Сейчас работаю на сухих вольерах с другой бригадой… 27 окт. Много прошло временя с тех пор, когда я в последний раз записала в свой дневник… Главное – кончилась произв. практика. Кроме большой и искренней радости, ничего не испытываю. Кончились заключит. конференции и всякие подобные вещи…» (Татьяничева, 2007).
О Ленинграде в нач. 1930-х гг.: «В порядке политехнизации школы ученики проходили произв. практику. Девятые классы разбили на две группы – первую послали в один из недавно образованных колхозов под Ленинградом, вторую отправили работать на завод “Электроприбор” поблизости от нашей школы. Я попал во вторую группу. Меня поставили работать сразу на конвейер, где из деталей собирали электросчетчики. Вся моя функция заключалась в том, чтобы взять от соседа слева деталь, бегущую по ленте конвейера, вставить в неё маленький винтик, повернуть его отверточкой и затем передать деталь дальше так, чтобы не задерживать мою соседку справа. Как эта деятсть должна была влиять на развитие во мне тех. навыков или рабочей идеологии – я не знаю. Вся эта практика продолжалась около недели. За это время я сделал огромное кол-во брака, так как, боясь задержать соседку, которая сердилась и не скрывала этого, я торопился со своим винтиком и в двух из трех случаев обламывал ему головку. Так как мы были в нижнем конце конвейера перед самой окончат. сборкой счетчика, то это означало, что целый счетчик будет забракован и пойдет на разборку. Единственную пользу, которую ребята извлекли из этой практики, заключалась в том, что они наворовали магнитов. Другая группа, как сказано, поехала в колхоз. Части ребят предложили жить в бане, части в холодильнике – по крайней мере, ребята нашли, что этот сарай предназначен служить холодильником, – и поручили сеять не то морковь, не то редиску, и “вносить костные удобрения на грядки”. Засыпав в землю семена, ребята потребовали ещё, – но оказалось, что они посеяли уже всё, что предназначалось для целого огорода. В порядке “костного удобрения” они, по вполне искреннему неведению, забросали грядки костями, и едва ли ещё и не тряпками и битым стеклом» (Дьяконов, 1995, 214).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.