ПРОГРЕСС

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРОГРЕСС
лат. progressus) — поступательное движение; развитие людей и человечества в направлении к лучшему, высшему, совершенному состоянию. Прогресс характеризуется в эволюции жизни тем, что в течение истории Земли (геологического развития) возникают все более высокоорганизованные живые существа. Прогресс является принципом мировых событий, у человечества нет другой задачи, кроме как идти вперед по прежнему пути к все большему овладению природой, рационализации и технизации земли. Вера в прогресс иногда сильно колеблется, и тогда начинает распространяться пессимистическое мировоззрение.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Прогресс
[лат. progressus – движение вперед] – 1) направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; 2) в живой природе – совершенствование и усложнение организации жизни (организмов, их взаимоотношений) в процессе эволюции, направленные на совершенствование приспособлений к непрерывно изменяющейся среде. П. ограниченный – лимитированный изначально (генетически) заложенной нормой реакции на изменяющуюся среду. П . неограниченный – теоретически бесконечная способность контроля над внешней средой и стремление к независимости внутренней среды организма от внешних условий. Фактически любой П. ограничен, так как даже генетические возможности живых организмов ограничены, и виды их обречены на историческое вымирание в случае несоответствия условий среды этим возможностям. Само историческое развитие живого вещества подтверждает это: в настоящее время на планете Земля обитает только 0,4% видов, когда-л. живших на ней.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ПРОГРЕСС
тенденция развития, характеризующаяся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. Понятие прогресса соотносится с понятием регресса, с нисходящей линией изменения системы (или отдельных ее элементов). Первоначально прогресс был открыт в научном познании (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Позднее идея прогресса была распространена и на общество, на социальные отношения (Тюрго, Кондорсе). Большое внимание проблеме прогресса уделял Гегель. Он отверг рационализм просветителей, их неисторизм, пренебрежение историей, прошлым. Одновременно он «не принял» и ложный историзм романтической «школы», абсолютизирующей прошлое. Рассматривая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель характеризовал его как прогресс в понимании свободы. Однако, акцентируя внимание на такой трактовке прогресса, Гегель не объяснял, как возможен переход от одной ступени общественного развития к другой. К. Маркс увидел критерий общественного прогресса в развитии производственных сил. Развитие производства, рост производительности труда, совершенствование его организации способствуют развитию личности работника, его знаний, культуры, совершенствованию общественных отношений, общества в целом. Вместе с тем следует учитывать, что идея прогресса имеет относительный, а не абсолютный характер, как применительно ко Вселенной в целом, так и к обществу. Вселенной в целом не свойственна однонаправленность развития; в неживой природе многие процессы совершают циклическое, а отнюдь не поступательное движение. Недопустимо трактовать и прогресс общества в объективистско- фаталистическом духе. Негуманно рассматривать сегодняшнего человека, сегодняшнее поколение в качестве средства для достижения блага будущих поколений, будущего человечества. Человек — цель прогресса; его жизнь, благо, своинтегрирующий фактор, придающий общественной жизни, истории прогрессивный характер, подлинно высокий смысл. Историческая тенденция повышения степени самостоятельности работника (от положения раба до наёмного работника и состояния свободной индивидуальности) может служить критерием прогресса в сфере образования. Б.Н. Бессонов

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
213.04 кб

Научно-технический прогресс и проблемы воспитания молодежи

Борисенков Владимир Пантелеймонович
Читать PDF
137.67 кб

Специфика институционного подхода в образовании взрослых. Образование взрослых и прогресс личности

Огарёв Евгений Иванович
Читать PDF
2.83 мб

Индивидуальный прогресс учащихся как объект оценки образовательных результатов

Андрюкова Ирина Валерьевна
В статье рассмотрен отечественный и международный опыт оценки достижений учащихся, выявлены условия эффективной реализации этого процесса
Читать PDF
247.48 кб

Технический прогресс в гражданской авиации и становление системы подготовки специалистов высшей квал

Булкин Анатолий Константинович
В статье анализируется процесс формирования системы подготовки авиаспециалистов высшей квалификации в 50-е гг. XX в.
Читать PDF
452.53 кб

Гуманизация и технический прогресс общества: где место педагогики?

Попов В. А., Ульянова У. В.
В статье представлены размышления о месте педагогики в современной культуре, раскрыты риски и потенциал педагогики постиндустриального общества, охарактеризован ее смысложизненноориентационый ресурс, обозначены актуальные функции.
Читать PDF
85.74 кб

Образование и общество: без их единства прогресс невозможен

Силласте Г.
Читать PDF
493.15 кб

Роль интернационализации университетов и их вклад в социальный прогресс развивающихся стран

Читать PDF
436.82 кб

Сотрудничество филиала двфу в г. Арсеньеве с авиакомпанией «Прогресс»

Бердиев О.Ш., Безручко Т.В., Калугин А.А.
Читать PDF
128.60 кб

Цивилизационный прогресс и общие цели постоянного образования взрослых

Гумула Тереза , Дырда Тадеуш
Суть цивилизационного прогресса состоит в математическом и физическом формировании явлений природы. В результате этих процессов образуются новые технологии, рыночные механизмы, а также образовательные потребности.
Читать PDF
2.51 мб

Особенности организации мониторингов учебных достижений в странах мира: национальная оценка прогресс

Вальдман Игорь Александрович
В статье на примере американской программы национальной оценки прогресса в образовании NAEP рассматриваются цели национального мониторинга, группы пользователей результатов мониторинга, стратегия распространения информации, формы
Читать PDF
125.60 кб

Растущее внимание к вопросам подотчетности: прогресс или сомнительное благодеяние? (пер. С англ. Е.

Салми Джамил
В последнее десятилетие проблема подотчетности учреждений высшего образования вызывает большой интерес во всем мире.
Читать PDF
392.79 кб

Образование для устойчивого развития в условиях Монголии (прогресс и перспектива)

Яаш Шийлэгмаа, Энхмаа Адья, Цэрэнсодном Лочин
В статье утверждается, что поддержка устойчивого развития является одним из условий человеческого развития, сознания и нравственности.
Читать PDF
0.00 байт

Дорогой знаний и прогресса

В. А. Балашов, П. Н. Киричек
Читать PDF
1.00 мб

Институт туризма и сервиса: старт прогрессивного развития туристского образования Подмосковья

Згонник Людмила Владимировна
Читать PDF
161.20 кб

Прогрессивные идеи ценностного отношения к здоровью в отечественной педагогике второй половины XX ст

Кириллов Д. В.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

    (от лат. рrogressus – движение вперед). Повышение уровня обучения путем развития и совершенствования средств обучения, технологии обучения на основе использования достижений науки и техники. Так, на р
  • Прогресс биологический

    [прогресс + биология] – эволюционное развитие систематической группы – увеличение числа входящих в нее видов, подвидов и др. таксонов, расширение ареалов, повышение численности особей и т. п., в сов
  • ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

    эволюционный процесс замены устаревшего поколения техники и технологии новым и более совершенным. Т.п. может быть глобальным и локальным. Глобальным считается Т.п. человеческого общества в целом.
  • ТЕСТ ПРОГРЕССА

    achievement test) (тест успешности). Разновидность теста достижений; предназначен для текущего и промежуточного контроля, для измерения прогресса в знаниях, умениях испытуемого за определенный отрезок у
  • ПАРАЛИЧ БУЛЬБАРНЫЙ ПРОГРЕССИРУЮЩИЙ

    наблюдается при амиотрофическом боковом склерозе, хроническом полиомиелите, клещевом энцефалите, при опухоли задней черепной ямки, аномалиях краниовертебрального стыка, рубцово- спаечном проце