ПРОГРЕСС
ПРОГРЕСС
лат. progressus) — поступательное движение; развитие людей и человечества в направлении к лучшему, высшему, совершенному состоянию. Прогресс характеризуется в эволюции жизни тем, что в течение истории Земли (геологического развития) возникают все более высокоорганизованные живые существа. Прогресс является принципом мировых событий, у человечества нет другой задачи, кроме как идти вперед по прежнему пути к все большему овладению природой, рационализации и технизации земли. Вера в прогресс иногда сильно колеблется, и тогда начинает распространяться пессимистическое мировоззрение.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Прогресс
[лат. progressus – движение вперед] – 1) направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; 2) в живой природе – совершенствование и усложнение организации жизни (организмов, их взаимоотношений) в процессе эволюции, направленные на совершенствование приспособлений к непрерывно изменяющейся среде. П. ограниченный – лимитированный изначально (генетически) заложенной нормой реакции на изменяющуюся среду. П . неограниченный – теоретически бесконечная способность контроля над внешней средой и стремление к независимости внутренней среды организма от внешних условий. Фактически любой П. ограничен, так как даже генетические возможности живых организмов ограничены, и виды их обречены на историческое вымирание в случае несоответствия условий среды этим возможностям. Само историческое развитие живого вещества подтверждает это: в настоящее время на планете Земля обитает только 0,4% видов, когда-л. живших на ней.
ПРОГРЕСС
тенденция развития, характеризующаяся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. Понятие прогресса соотносится с понятием регресса, с нисходящей линией изменения системы (или отдельных ее элементов). Первоначально прогресс был открыт в научном познании (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Позднее идея прогресса была распространена и на общество, на социальные отношения (Тюрго, Кондорсе). Большое внимание проблеме прогресса уделял Гегель. Он отверг рационализм просветителей, их неисторизм, пренебрежение историей, прошлым. Одновременно он «не принял» и ложный историзм романтической «школы», абсолютизирующей прошлое. Рассматривая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель характеризовал его как прогресс в понимании свободы. Однако, акцентируя внимание на такой трактовке прогресса, Гегель не объяснял, как возможен переход от одной ступени общественного развития к другой. К. Маркс увидел критерий общественного прогресса в развитии производственных сил. Развитие производства, рост производительности труда, совершенствование его организации способствуют развитию личности работника, его знаний, культуры, совершенствованию общественных отношений, общества в целом. Вместе с тем следует учитывать, что идея прогресса имеет относительный, а не абсолютный характер, как применительно ко Вселенной в целом, так и к обществу. Вселенной в целом не свойственна однонаправленность развития; в неживой природе многие процессы совершают циклическое, а отнюдь не поступательное движение. Недопустимо трактовать и прогресс общества в объективистско- фаталистическом духе. Негуманно рассматривать сегодняшнего человека, сегодняшнее поколение в качестве средства для достижения блага будущих поколений, будущего человечества. Человек — цель прогресса; его жизнь, благо, своинтегрирующий фактор, придающий общественной жизни, истории прогрессивный характер, подлинно высокий смысл. Историческая тенденция повышения степени самостоятельности работника (от положения раба до наёмного работника и состояния свободной индивидуальности) может служить критерием прогресса в сфере образования. Б.Н. Бессонов
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.