ПРОГНОЗИРОВАНИЕ в образовании

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ
способ научного прогнозирования изменений в образовании и его различных частей, тех или иных факторов и результатов его развития.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ в образовании
часть социального прогнозирования, включающего (в широком обществоведческом аспекте) прогнозы социологического, экологического, демогра- фического, этнологического, культурологического, медицинского, правового, психологического и другого характера. П. образования оказывается столь же многоаспектным и предполагает исследование назревающих проблем путем продолжения в будущее (экстраполяции) наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны (при условном абстрагировании от возможных перемен, способных существенно видоизменить наблюдаемые тенденции), определением путей решения этих проблем через нормативную разработку (оптимизацию) таких тенденций. Со 2-й половины 20 в. образование во всем мире переживает затяжной кризис, связанный с тем, что традиционные системы обучения и воспитания быстро отходят в прошлое, а новые, адекватные потребностям современного общества, еще нигде до конца не сложились. Процесс становления таких систем носит противоречивый характер. В СССР, где народному образованию пришлось в исторически короткий срок решать задачи достижения всеобщей грамотности, массового школьного обучения, создания кадров советской интеллигенции и инженерно-технических работников, подобные проблемы оказались особенно острыми и сложными. Со 2-й половины 50-х гг. был взят курс на расширенный охват молодежи старшей ступенью средней школы, которая играла роль своего рода "подготовительного отделения" вуза. В середине 70-х гг. был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Однако со временем обнаружилось, что 2/3 молодых людей не в состоянии успешно освоить в полном объеме предложенное им содержание образования. Обострилась проблема социального продвижения: стремление миллионов родителей обеспечить более престижный статус своим детям усилило диспропорции в структуре занятого населения. Эти диспропорции пытались выровнять замораживанием зарплаты служащим, в т.ч. дипломированным специалистам, и значительным повышением зарплаты рабочим, что вызвало массовый отток специалистов на рабочие места, не требующие профессионального образования, подтвержденного дипломом. Выявилась необходимость коренной реформы образования. Обостренным стал вопрос о научной, в т.ч. прогнозной, обоснованности намечаемых и принимаемых решений. В 1-й половине 90-х гг. указанные проблемы осложнились в России и других республиках бывшего СССР нарастающим сокращением дошкольных учреждений, оттоком из средней школы (особенно из старших классов) нескольких миллионов учащихся, для которых нет условий нормального включения в общественное производство, свертыванием и ухудшением качества профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Экстраполяция в будущее наблюдаемых в образовании тенденций приводит к выводу, что сами собой назревающие проблемы не разрешатся, напротив, будут обостряться. В развитых странах существующие системы образования неизбежно будут обострять "разрыв поколений", падение качества подготовки специалистов при росте их количества, расширение масштабов молодежной контркультуры. Сохранение существующих систем образования на протяжении первых же десятилетий 21 в. способно обострить социальные проблемы общества. Прогнозные выводы, подкрепленные конкретными данными, чрезвычайно важны для обоснования необходимости преобразования обучения и воспитания молодежи, для конкретных решений по дальнейшему совершенствованию образования. Нормативно-оптимизационные разработки наблюдаемых процессов позволяют определить необходимые социальные ориентиры и контуры возможных преобразований для решения назревших и назревающих проблем. Для системы образования сформулировано несколько прогностических идей. Прежде всего это родительский всеобуч, а также возможность реорганизации существующих дошкольных учреждений в полноценную подсистему дошкольного образования, призванную решать задачи всеобщей "предначальной школы" как части непрерывного образования. Высказаны прогностические идеи преобразования старшей ступени средней школы в высшие училища, где молодежь могла бы получить полноценное общее образование и хорошую подготовку по массовым профессиям. В рамках подобных подходов наряду с традиционными школами стали создаваться иные типы средних общеобразовательных учебных заведений. Идея дифференциации высшего образования предусматривает, что большинство студентов после общих вводных курсов возможно больше времени будут уделять учебной практике и стажировке на месте своей будущей деятельности. Для меньшинства студентов (гл.о. будущих исследователей) могут устанавливаться индивидуальные учебные планы и сроки обучения. Такой подход предполагает широкое и конструктивное развитие системы повышения квалификации, в т.ч. и периодической переподготовки работников, а также самообразование взрослых, которые также станут частью системы непрерывного образования. Широкое применение получат обучающие и экзаменующие средства электроники, Интернет, различные средства компьютеризации обучения. — научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической работы. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Похожие термины: