ПРОФТЕХШКОЛА КАК ОТКРЫТАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Найдено 1 определение
ПРОФТЕХШКОЛА КАК ОТКРЫТАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
. Ее основная сущность – достижение трех конечных целей: создание условий для развития и саморазвития личности; создание ряда предпосылок для развития единой системы воспитания; превращение профтехшколы в действенный фактор развития общины, социума.
Развивая профтехшколу, общество предъявляет к ней все более высокие требования, в том числе и к уровню воспитанности учащихся и выпускников. Воспитание учащихся профтехшколы – процесс, в котором одновременно, хотя и по-разному, участвуют многие воспитательные институты общества, среди которых ведущая роль отводится учебному заведению. Предоставляя юноше или девушке широкое пространство учебно- производственной и общественно полезной деятельности, общения, взаимодействуя с другими воспитательными институтами, училище становится для молодого человека важнейшим фактором воспитания.
Действуя как открытая педагогическая система, профтехшкола значительно повышает эффективность процесса воспитания учащихся. При этом она выполняет следующие функции:
1) развивающую: открытость способствует развитию личности через свободу проникновения и функционирования в среде различных взглядов и убеждений, свободу выбора учащимися поведения и деятельности, межличностного и межгруппового общения, взаимодействия и общения представителей различных поколений, ибо система действительно открыта как для учащихся, так и для их сверстников, родителей, других взрослых;
2) функцию взаимодействия: открытость служит расширению и укреплению сотрудничества самоуправляемой профтехшколы с различными воспитательными институтами: семьей, предприятием, культурно-просветительными, физкультурно-оздоровительными учреждениями, общественными организациями и объединениями, властными структурами и др.;
3) гуманистическую: открытость исключает всякое насилие и давление на учащихся, предполагает демократический стиль отношений учащихся, педагогов, родителей и других взрослых, оптимистический настрой и взаимопомощь;
4) коррекционную: будучи открытой для всех, профтехшкола пытается не только ограждать своих воспитанников от неблагоприятных влияний, но с помощью действующего устава учебного заведения, договорных отношений, правил и норм, принятых большинством членов коллектива и служащих социальной гарантией и защитой свободного развития личности, обеспечивает положительные влияния.
Можно выделить следующие аспекты деятельности профтехшколы как открытой системы: социальный (экономический, политический, научно-технический и др.), психологический и педагогический, взаимосвязанные и взаимообусловленные.
Социальный аспект означает ориентацию всех воспитательных институтов общества на развитие личности учащегося в макро- и микросоциуме. Трудовое, экономическое, физическое, эстетическое и иное развитие будущего молодого рабочего происходит в процессе интериоризации им общечеловеческих ценностей.
Воспитание призвано обеспечить влияние общечеловеческих ценностей в каждом виде деятельности, в воздействии каждого воспитательного института. Причем в профессиональном и социальном развитии личности нет приоритетов, а есть только единство. Профессионализм – главное условие социальной адаптации и высшая степень социальной защиты личности каждого учащегося.Психологический аспект предполагает развитие активности, самосознания, самодеятельности, творчества личности, стимулирование общественно значимой мотивации, морально-волевой готовности к участию в различных видах деятельности будущего молодого рабочего, эмоциональной отзывчивости, эмпатийности, создание благоприятного морально-психологического климата силами всех участников, взаимодействующих в процессе социального воспитания.
Педагогический аспект требует создания необходимых условий для занятия учащимся ответственной позиции, гармонизации его индивидуальных и социальных устремлений, удовлетворения и возвышения его потребностей и интересов.
Педагогизация воздействия различных социальных институтов означает широкое использование их воспитательного потенциала в целях формирования личности, «очеловечивания» их работы по решению проблем учащихся.
Лит.: Фокин В.А. Теория и практика социального воспитания учащихся профтехшколы: Дисс. на соиск. уч. степ. докт. наук. – М., 1996.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.