ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
целенаправленная работа по оказанию помощи молодежи в определении наиболее оптимальной сферы будущей профессиональной деятельности на основании сопоставления требований конкретной профессии с особенностями, потребностями и склонностями молодого человека. В П. р. также входит информирование старшеклассников о системе профессиональной подготовки, спектре специальностей, видов и форм получения профессионального и высшего образования. Задачи П. р.: ознакомление с профессиями и алгоритмом их выбора; развитие собственной активности как основы профессионального выбора; формирование умений сопоставлять свои способности, знания, интересы с требованиями к выбираемой профессии; обеспечение развития профессионально необходимых качеств личности; формирование трудового поведения и трудовой морали, акцентирование внимания на уяснении учащимися труда как жизненной необходимости; гармоничное объединение учебного и физического труда в учебном процессе. Организация профессиональной ориентации состоит из следующих взаимосвязанных этапов: профессиональной информации, профессиональной консультации, профессионального отбора и профессиональной адаптации. Управление системой П. р. рассматривается в трех аспектах. Социальноэкономический аспект предполагает процесс усвоения определенной системы знаний, норм, навыков и умений, позволяющих осуществлять социально-профессиональную деятельность, что отражается на улучшении качественного состава рабочей силы и повышении удовлетворенности молодежи трудом. Психолого-педагогический аспект предусматривает выявление и формирование интересов, склонностей и способностей учащихся, а также помощь им в выборе профессии, наиболее соответ- ствующей индивидуально-психологическим особенностям личности. Медико-биологический аспект предполагает реализацию требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам человека, необходимым для выполнения определенной профессиональной деятельности (Система методов профессиональной ориентации. – К., 1993. – 163 с.; Урванцева С., Горбунова Н. Теория и практика профессиональной ориентации школьников //Экономика. Вопр. шк. экон. образования. – 1999. – № 4. – С. 5–11; Тиз У. Осознанный выбор профессии: цели и методы консультирования // Экономика. – 2002. – № 1. – С. 12–14). Т. А. Удовицкая
Источник: Глоссарий современного образования.