Профилактика
ПРОФИЛАКТИКА
система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний, на охрану и укрепление здоровья человека.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Профилактика
использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.
Профилактика
комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охрану окружающей среды.
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
Профилактика
[гр. profilaktikos– предохранительный] – система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения возникновения и распространения болезней, улучшения физического развития населения и обеспечения долголетия; 2) совокупность технических мероприятий, предохраняющих что-л. (механизмы, машины и т.д.) от преждевременного износа, поломки.
ПРОФИЛАКТИКА
(от prophylaktikos – предохранительный) – совокупность мероприятий, направленных на предупреждение или устранение социальных, психологических и других условий, которые могут стать причиной негативного (отклоняющегося) поведения, действий и поступков человека. В П. психофизического развития ребенка выделяют первичную, вторичную и третичную:
первичная – предупреждение возникновения у детей дефектов, отклонений в психофизическом развитии;
вторичная – предупреждение перехода нарушений развития в хронические формы, возникновения вторичных дефектов;
третичная – социальнотрудовая адаптация лиц, страдающих дефектами.
• Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социальнопедагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
первичная – предупреждение возникновения у детей дефектов, отклонений в психофизическом развитии;
вторичная – предупреждение перехода нарушений развития в хронические формы, возникновения вторичных дефектов;
третичная – социальнотрудовая адаптация лиц, страдающих дефектами.
• Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социальнопедагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ПРОФИЛАКТИКА
использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании. В П. психофизического развития ребенка выделяют первичную, вторичную и третичную:
• первичная П. - предупреждение возникновения у детей дефектов, отклонений в психофизическом развитии;
• вторичная П. - предупреждение перехода нарушений развития в хронические формы, возникновения вторичных дефектов;
• третичная П. - социально-трудовая адаптация лиц, страдающих дефектами.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Профилактическая работа индивидуальная — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Объекты индивидуальной профилактической работы - категории лиц, по отношению к которым организуется индивидуальная профилактическая работа: безнадзорные и беспризорные; занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством; содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и
(или) реабилитации; употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие
вещества; совершившие правонарушения, повлекшие применение меры
административного взыскания; совершившие правонарушения до достижения возраста, с которого
наступает административная ответственность; освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия;
• не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
• обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
• условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку
исполнения приговора;
• освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально-опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации; осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
• осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
• первичная П. - предупреждение возникновения у детей дефектов, отклонений в психофизическом развитии;
• вторичная П. - предупреждение перехода нарушений развития в хронические формы, возникновения вторичных дефектов;
• третичная П. - социально-трудовая адаптация лиц, страдающих дефектами.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Профилактическая работа индивидуальная — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Объекты индивидуальной профилактической работы - категории лиц, по отношению к которым организуется индивидуальная профилактическая работа: безнадзорные и беспризорные; занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством; содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и
(или) реабилитации; употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие
вещества; совершившие правонарушения, повлекшие применение меры
административного взыскания; совершившие правонарушения до достижения возраста, с которого
наступает административная ответственность; освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия;
• не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
• обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
• условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку
исполнения приговора;
• освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально-опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации; осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
• осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Профилактика
комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, с целью предупреждения отклонений в ее поведении. Под П. подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Основой профилактических мер является деятельность, направленная: на создание оптимальных психолого-педагогических и социальнопсихологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности; осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам; обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав и т.п.). П. первичная — один из видов профилактической деятельности. Комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. В качестве примера может быть приведена деятельность учреждений сферы здравоохранения (больницы, роддома, женские консультации и т.п.) по своевременной (в том числе и дородовой) диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы образования и т.п. Следует отметить, что именно П.п. (ее своевременность, полнота и постоянность) является важ-нейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. П. вторичная — один из видов профилактической деятельности. Комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами П. в. являются: недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации. В качестве примера может быть приведена существующая ныне в системе уголовного наказания несовершеннолетних мера — отсрочка исполнения приговора, т.е. использование воспитательно-профилактического эффекта угрозы применения наказания в соответствии с УК РФ в случае, если поведение подростка в определенный период (чаще всего 1 — 3 года) не будет отвечать принятым в обществе нормам. П. третичная — один из видов профилактической деятельности. Комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройство, психологическое консультирование и т.п. П. общая — вариант профилактической деятельности, предполагающий осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности малыша как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы, непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом 7 лет — начала обучения).
Источник: Педагогический словарь 2008 г.