ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ высшего учебного заведения

Найдено 1 определение
ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ высшего учебного заведения
формируется из научно-педагогических кадров вуза, осуществляющих учебно-воспитательный процесс, а также научно-исследовательскую работу в своей области знаний. К П.п.с. относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, преподавателя-стажера, ассистента. Замещение всех должностей научно-педагогических работников в вузе, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой, производится по трудовому договору (контракту), заключаемому на срок до пяти лет, которому предшествует конкурсный отбор. Должности декана факультета, заведующего кафедрой являются выборными, порядок выборов на эти должности определяется уставами вузов. К П.п.с. относятся как штатные научно-педагогические кадры, так и внештатные. Научно-педагогические работники вуза имеют право: избирать и быть избранными в ученый совет вуза в установленном порядке; участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности вуза; пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых, лечебных и других подразделений вуза в соответствии с его уставом или коллективным договором; определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования; выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса.
Научно-педагогические работники вуза обязаны: обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов; соблюдать устав вуза; формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в современных условиях; развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности; систематически заниматься повышением своей квалификации.
Подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре и докторантуре вузов, научных учреждений или организаций, а также путем прикрепления к указанным учреждениям или организациям соискателя для подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности научных сотрудников для подготовки диссертации на соискание ученой степени. Численность П.п.с. вузов России на начало 1996/97 учебного года составляла 243 тыс. человек (штатный персонал), из которых 139,9 тыс. человек имели ученую степень.
Лит.: Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Бюллетень Минобразования России. – М., 1996, № 10.А.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.