программа действий по выбору и освоению профессии; соотносятся с жизненными планами – средствами осуществления жизненных целей.
Осмысленность развитию человека как субъекта труда придает некая программа (план) такого развития, выступающая как основной регулятор действий самоопределяющегося человека. В качестве одного из вариантов такой программы можно пользоваться схемой построения личной профессиональной перспективы, разработанной Е.А. Климовым и дополненной Н.С. Пряжниковым некоторыми ценностно-нравственными и смысловыми компонентами.
Схема ее построения включает следующие компоненты:
– общая ориентировка в современной социально-экономической ситуации в обществе и представление о перспективах изменения и развития этой ситуации, позволяющее учащемуся строить свои профессиональные и личностные перспективы с учетом особенностей данного общества;
– осознание ценности труда (нравственно-смысловая основа самоопределения), что является исходным моментом формирования (развития и саморазвития) полноценного члена общества;
– осознание необходимости профессионального образования;
– соотнесение смысла своей жизни (при его осознании) и соответствующей профессиональной деятельности;
– выделение дальней профессиональной цели (мечты);
– выделение системы ближних и ближайших профессиональных целей (выбор профессии и соответствующего учебного заведения, а в дальнейшем – выбор конкретной специальности и конкретных трудовых постов);– познание выделенных целей (конкретных профессий, специальностей и трудовых постов, а также соответствующих им учебных заведений);
– общая ориентировка в мире профессионального труда (систематизированное представление о различных профессиях);
– представление о внешних препятствиях на пути к выделенным целям, позволяющее учащемуся более реалистично оценивать перспективу их достижения;
– знание путей преодоления этих препятствий и умение реализовывать эти пути;
– знание внутренних препятствий на пути к выделенным целям, а также общее представление о своих возможностях и недостатках;
– знание путей преодоления внутренних препятствий и подготовка к будущей профессиональной деятельности, а также общее представление о возможностях и перспективах своего развития;
– выделение резервных вариантов профессионального и личностного самоопределения, что является одним из элементов социальной защищенности;
– первоначальная практическая реализация намеченных планов, их постоянное совершенствование и коррекция, что вызвано изменениями, происходящими в обществе и производстве, а также изменениями, происходящими в самом человеке.
Каждый из перечисленных компонентов может включать в себя дополнительные, конкретизирующие его составляющие, например «выделение дальней профессиональной цели (мечты)» предполагает:
– уровень осознанности и обоснованности цели;
– ясность и конкретность цели;
– устойчивость цели;
– реалистичность цели;
– согласованность ее со смыслом будущего труда;
– соотнесение ее с другими важными жизненными внепрофессиональными целями (личностными, семейными, досуговыми).
Лит.: Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988; Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М., 1990; Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М.; Воронеж, 1997.
Н.Ф. Родичев
277.37 кб