ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН
программа действий по выбору и освоению профессии; соотносятся с жизненными планами – средствами осуществления жизненных целей.
Осмысленность развитию человека как субъекта труда придает некая программа (план) такого развития, выступающая как основной регулятор действий самоопределяющегося человека. В качестве одного из вариантов такой программы можно пользоваться схемой построения личной профессиональной перспективы, разработанной Е.А. Климовым и дополненной Н.С. Пряжниковым некоторыми ценностно-нравственными и смысловыми компонентами.
Схема ее построения включает следующие компоненты:
– общая ориентировка в современной социально-экономической ситуации в обществе и представление о перспективах изменения и развития этой ситуации, позволяющее учащемуся строить свои профессиональные и личностные перспективы с учетом особенностей данного общества;
– осознание ценности труда (нравственно-смысловая основа самоопределения), что является исходным моментом формирования (развития и саморазвития) полноценного члена общества;
– осознание необходимости профессионального образования;
– соотнесение смысла своей жизни (при его осознании) и соответствующей профессиональной деятельности;
– выделение дальней профессиональной цели (мечты);
– выделение системы ближних и ближайших профессиональных целей (выбор профессии и соответствующего учебного заведения, а в дальнейшем – выбор конкретной специальности и конкретных трудовых постов);– познание выделенных целей (конкретных профессий, специальностей и трудовых постов, а также соответствующих им учебных заведений);
– общая ориентировка в мире профессионального труда (систематизированное представление о различных профессиях);
– представление о внешних препятствиях на пути к выделенным целям, позволяющее учащемуся более реалистично оценивать перспективу их достижения;
– знание путей преодоления этих препятствий и умение реализовывать эти пути;
– знание внутренних препятствий на пути к выделенным целям, а также общее представление о своих возможностях и недостатках;
– знание путей преодоления внутренних препятствий и подготовка к будущей профессиональной деятельности, а также общее представление о возможностях и перспективах своего развития;
– выделение резервных вариантов профессионального и личностного самоопределения, что является одним из элементов социальной защищенности;
– первоначальная практическая реализация намеченных планов, их постоянное совершенствование и коррекция, что вызвано изменениями, происходящими в обществе и производстве, а также изменениями, происходящими в самом человеке.
Каждый из перечисленных компонентов может включать в себя дополнительные, конкретизирующие его составляющие, например «выделение дальней профессиональной цели (мечты)» предполагает:
– уровень осознанности и обоснованности цели;
– ясность и конкретность цели;
– устойчивость цели;
– реалистичность цели;
– согласованность ее со смыслом будущего труда;
– соотнесение ее с другими важными жизненными внепрофессиональными целями (личностными, семейными, досуговыми).
Лит.: Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988; Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М., 1990; Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М.; Воронеж, 1997.
Н.Ф. Родичев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
277.37 кб

Мои жизненные планы и профессиональная карьера

Башечкина О.В., Гагаева Л.И.
Читать PDF
66.42 кб

Профессиональные планы и жизненные ценности молодежи

Ховалыг Наталия Куске-Караевна
Читать PDF
118.52 кб

Планирование профессиональной карьеры старшеклассниками

Гаджиев Муса Мусаевич, Пирмагомедова Регина Кельбялиевна
Дана психолого-педагогическая характеристика феномена профессиональной карьеры. Процесс планирования профессиональной карьеры определен как процесс поэтапного формирования профессиональной перспективы личности.
Читать PDF
872.07 кб

Бизнес план в формировании профессиональной компетенции

Лубожева Лионелла Николаевна
В настоящее время существует острая необходимость в подготовке компетентных специалистов, владеющим иностранным языком, как одной из основных профессиональных компетенций.
Читать PDF
3.67 мб

Карьерные планы в профессиональном становлении молодежи

Рассохина Ирина Юрьевна, Аршинова Елена Владимировна, Билан Марина Анатольевна, Горбатова Марианна Михайловна
Введение. Статья посвящена изучению готовности молодых людей к построению и реализации своих карьерных планов в условиях современного рынка труда. Методология.
Читать PDF
3.75 мб

Структура планирования в профессиональном мышлении психолога

Андронов В.П., Ионова М.С.
Читать PDF
775.34 кб

Профессиональные и образовательные планы современных школьников

Адамчук Дмитрий Владимирович
Статья посвящена изучению образовательных и профессиональных планов учащихся основной и старшей школы с учетом гендерной специфики и возрастной динамики.
Читать PDF
4.18 мб

Диагностика особенностей планирования профессионального будущего

Сомова Е.А.
Статья посвященапроблеме планирования профессионального будущего и разработке опросника «Особенности планирования профессионального будущего».
Читать PDF
1.59 мб

Факторы актуализации профессиональных планов студенческой молодежи

Лесина Л.А.
В статье представлен анализ динамики профессиональных планов студенческой молодежи в Свердловской области с 1995 по 2016 гг. Выявлена зависимость структурированности и четкости профессиональных планов от числа лет обучения в вузе.
Читать PDF
713.30 кб

Профессиональный план как структурный компонент самоопределения личности

Левицкая Ирина Александровна
Статья посвящена актуальным проблемам профессионального самоопределения как сознательного выбора субъектом жизненной позиции и осознании личностью себя как субъекта конкретной профессиональной деятельности.
Читать PDF
707.92 кб

Инфраструктура учебного плана как инструмент профессиональной подготовки

Пустобаев В. П., Середой О. П.
На основании проведенных исследований разработана инфраструктура учебного плана, обеспечивающая целостность учебного процесса, которая является инструментом профессиональной подготовки специалистов.
Читать PDF
781.12 кб

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЫ С ПОЗИЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Адамчук Дмитрий Владимирович
Статья посвящена изучению образовательных и профессиональных планов учащихся основной и старшей школы с учетом гендерной специфики и возрастной динамики.
Читать PDF
229.46 кб

Профессиональные планы выпускников сельских школ на примере Р. П. Тальменка

Садыкова Надежда Ринатовна
В статье рассмотрена профессиональная ориентация выпускников сельских школ, их мотивация и профессиональные ценности
Читать PDF
128.26 кб

Роль супервизии в реализации профессиональных планов и намерений психологов

Петрова Валерия Николаевна
Рассматриваются проблемы профессионального становления психологов, обсуждается специфика профессиональных планов и намерений начинающих психологов и успешных психологов-практиков, роль супервизии в их успешной профессиональной реа
Читать PDF
119.85 кб

Студент педагогического вуза: отношение к образованию и профессиональные планы

Собкин В. С., Ткаченко О. В., Федюнина А. В.
Статья основана на материалах анкетного опроса, который был проведен Центром социологии образования РАО в 2003 году.