профессиональный лицей

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

профессиональный лицей
учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы общего среднего образования и профессиональные учебные программы технического и профессионального образования по подготовке квалифицированных кадров технического и обслуживающего труда;

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ
учреждение начального профессионального образования, в функции которого входит реализация интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии, повышенного уровня квалификации с возможностью получения, в необходимых случаях, среднего профессионального образования. На базе лицея могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающие подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений. Опорный пункт развития начального профессионального образования.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Профессиональный лицей
центр непрерывного профессионального образования — учреждение начального профессионального образования, осуществляющее реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения, в необходимых случаях, среднего профессионального образования. П.л. (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) является опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Профессиональный лицей
учреждение профессионально-технического образования, которое реализует образовательные программы профессионально-технического образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу повышения квалификации рабочих (служащих), образовательную программу переподготовки рабочих (служащих), образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), образовательную программу обучения в организациях, образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь.

Источник: Справочник методиста. ч. 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ
центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) является учреждением начального профессионального образования. П.л. осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения в необходимых случаях среднего профессионального образования.
Данный тип учреждения является опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно- программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров вусловиях рыночных отношений. Hа П.л. распространяются все права и обязанности учреждения начального профессионального образования.
Появление и развитие П.л. (высших профессиональных училищ – ВПУ) относится к концу 80-х гг. С самого начала они рассматривались как профессиональные учебные заведения интегрированного типа, обеспечивающие повышенную подготовку квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена. Об этом говорится в одном из первых приказов Гособразования СССР от 29.04.90 № 283 «О порядке создания высших профессиональных училищ», что неоднократно подтверждалось и другими официальными документами.
В типовых положениях о высшем профессиональном училище (например, утвержденном приказом Гособразования от 8 июля 1991 г. № 331) отмечалось, что повышенная подготовка обеспечивается:
– уровнем квалификации (тарифным разрядом, классом, категорией, званием), а также получением рабочими особо сложных или особо опасных профессий – среднего профессионального (специального) образования;
– широтой профиля подготовки;
– овладением информационными технологиями, предпринимательскими, коммерческими и другими дополнительными навыками.
Важно подчеркнуть, что подготовка квалифицированных рабочих в П.л. (ВПУ) осуществляется на ступенчатой основе. Число ступеней может изменяться в зависимости от конкретных условий и требований заказчика на подготовку кадров. При этом каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность и подтверждается выдачей диплома установленного образца.
Последние годы характеризуются бурным развитием П.л. в системе начального профессионального образования, что обусловлено объективными причинами. Переход к рыночной экономике, рынку труда настоятельно требует повышения уровня и качества подготовки рабочих. Hеобходимо отметить, что еще с 70-х гг. текущего столетия Минтрудом разрабатываются, отменяются и вновь вводятся Перечни особо сложных и опасных профессий рабочих высших разрядов, которым по уровню квалификации требуется среднее специальное (профессиональное) образование. Сегодня каждое шестое учреждение начального профессионального образования является П.л., выпускающим квалифицированных рабочих, которые в целом успешно трудоустраиваются после выпуска из образовательного учреждения.
В целях дальнейшего повышения требований к реализации интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в П.л. введена практика лицензирования и аккредитации образовательных программ среднего профессионального образования в порядке и на условиях, установленных в свое время Госкомвузом России для средних специальных учебных заведений, издан ряд документов, в которых Министерством общего и профессионального среднего образования сформулированы дополнительные требования по этому виду образовательных учреждений. Установлен порядок организации П.л. (высших профессиональных училищ).
Лит.: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. ФЗ-13. – М.; Типовое положение об учреждении начального профессионального образования. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 650; Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию. – М., 1997.
Ю.А. Якуба

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
123.35 кб

Многоуровневая модель профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в системе «лицей

Акаева Хамсат Абасовна
Статья посвящена анализу эффективности непрерывного языкового образования в системе «лицей технический вуз».
Читать PDF
198.67 кб

О профессионально-ориентационной составляющей в деятельности научно-педагогического комплекса «Лицей

Каткова Элеонора Оскаровна
Предпринята попытка обобщения опыта сотрудничества Волгоградской академии МВД России и юридического лицея № 6 г.