ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
целенаправленный, специально организованный процесс, способствующий формированию личности обучающихся и подготовки их к активной профессиональной деятельности и общественной жизни.
Процесс П.в. является сложным и многогранным, так как охватывает все области обучения и профессионального образования, жизни и быта обучающихся и включает, с одной стороны, активную деятельность преподавателей и инструкторов (мастеров) производственного обучения, оказывающих воздействие на обучающихся, а с другой – разнообразную деятельность самих обучающихся. При этом они не только овладевают профессией, но и усваивают нормы и правила поведения.
Благодаря П.в. осуществляется планомерная подготовка всесторонне развитых людей, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
В теории воспитания человек рассматривается и оценивается в деятельности. Он активно участвует в своем формировании и развитии. Наряду с этим общество обуславливает становление личности, ее сознания, воли и поведения. Эти целенаправленные усилия общества, социальных групп, коллективов, рассчитанные на получение определенных результатов в формировании профессионального, физического и духовного облика личности, и составляют главную сторону профессионально воспитанной деятельности.
Формирование личности в ходе профессионального воспитания теснейшим образом взаимосвязано с вопросами социального, экономического, экологического, педагогического и психологического характера. Кроме того, необходимо учитывать, что профессиональное формирование – это процесс, его нельзя ограничивать профориентацией или профотбором на рабочие профессии. Профессиональное формирование осуществляется в течение всей трудовой деятельности личности.
Профессиональное формирование неразрывно связано с формированием и других личностных качеств – эмоционально-волевых, морально-этических, эстетических. Оно должно сочетаться с ростом культурных потребностей.
Профессия для каждого трудящегося человека – это его жизнь, его мир, в котором он живет и совершенствуется, который он познает в течение всей своей сознательной жизни, в котором действуют свои моральные нормы и ценности. Каждая профессия предъявляет к человеку свои специфические требования – профессиональные качества. Только сформировав их у себя, специалист становится профессионалом. Без них нет и дальнейшего профессионального совершенствования. Формирование профессиональных качеств в сочетании с профессиональными знаниями, навыками и умениями – это и есть содержательная сторона процесса П.в. учащихся профтехучилищ.Важнейшим компонентом П.в. является формирование профессиональной направленности, под которой понимается целостная характеристика личности рабочего, которая складывается в процессе формирования у него определенных профессионально необходимых качеств и мотивов профессиональной деятельности на основе перехода социальных и профессиональных требований в систему ценностных ориентаций и активности личности.
Различают неразвитую форму профессиональной направленности (например, когда личность просто овладела каким-то комплексом исполнительских профессиональных знаний, навыков и умений) и социально-профессиональную направленность, которая предусматривает овладение личностью наряду с сугубо узкопрофильными качествами также и качествами широкого, социального плана (доброта, аккуратность, отзывчивость, чувство милосердия и т.п.).
П.в. неразрывно связано с задачами становления личности и должно обеспечивать формирование у нее гуманизма, профессионального долга, профессиональной чести, профессионального достоинства.
Под категорией профессионального долга понимается совокупность требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определенные трудовые функции, правильно строить взаимоотношения в коллективе, с коллегами по работе, осознавать свое отношение к избранным профессиям, к своему коллективу и к обществу в целом.
Формирование профессионального долга осуществляется путем выработки у учащихся таких качеств, как собранность, целеустремленность, объективность, требовательность, умение доводить начатое дело до конца, углубленно и постоянно работать над собой.
Осознание личностью своего профессионального долга, осознание и усвоение ею законов и предписаний общества и превращение их в убеждения личности, личностное отношение к своему труду, самооценка, самоконтроль и самокритика профессионального поведения составляют профессиональную совесть.
В ходе П.в. формируется у учащихся профессиональная честь и достоинство, которые включают в себя отношение воспитанника к самому себе и отношение к нему со стороны окружающих, со стороны всего общества.
Честь – это признание заслуг личности. Достоинство – это общественное признание права человека на уважение со стороны общества, на независимость и осознание этой независимости.
Важнейшим направлением в П.в. является формирование высокого профессионального мастерства, эрудиции и культуры труда.
Сущность П.в. заключается в воздействии на личность, которое формирует его мастерство, нравственный облик, интересы, способствует умственному, физическому развитию, повышению общекультурного уровня. Оно охватывает всю совокупность элементов обучения, воспитания и предпрофессиональной подготовки. П.в. имеет свои принципы, цели, задачи, формы и методы. Его можно определить также как процесс формирования у учащихся потребности в труде и профессиональной деятельности.
В П.в., как в непрерывном процессе, выделяется три самостоятельных, но взаимосвязанных содержательно-временных периода:
I – профессиональное самоопределение; II – профессиональное становление; III – профессиональная адаптация.
В.И. Белов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
933.60 кб

Профессиональное воспитание студентов

Жокина Н. А.
Читать PDF
393.04 кб

О профессионально-нравственном воспитании

Кудин Василий Анатольевич
Читать PDF
329.06 кб

Профессиональное воспитание в высшей школе

Тихомирова Евгения Ивановна
Определены основные стратегические направления воспитания в высшей школе.
Читать PDF
162.71 кб

Профессиональное воспитание будущего врача в вузе

Маяковская Н.В.
В статье дано авторское уточнение характеристики понятия «профессиональное воспитание» на основе научных представлений о сущности профессиональной деятельности врача.
Читать PDF
360.75 кб

Профессиональное воспитание как воспитание социальное

Тимонин Андрей Иванович
В статье профессиональное воспитание рассматривается как сложный вид социального воспитания, отражающий в своем содержании общественное явление, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятел
Читать PDF
2.35 мб

Профессиональная ориентация воспитанника детского дома

Гольцвардт Т.В., Серова Н.А.
Читать PDF
317.76 кб

Актуальные проблемы профессионального воспитания в вузе

Дудкина Елена Ивановна
В статье рассматриваются вопросы поиска содержания и технологий профессионального воспитания курсантов (слушателей).
Читать PDF
135.56 кб

Воспитание в условиях профессионального самоопределения

Грищенко В.Н.
Читать PDF
1.36 мб

Патриотическое воспитание в профессиональном образовании

Т. Л. Князева
Читать PDF
773.92 кб

Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе

Ромм Марк Валериевич, Ромм Татьяна Александровна
В настоящей статье предпринята попытка осмысления процесса профессионально-личностного развития будущих специалистов в вузе.
Читать PDF
169.93 кб

Воспитание студентов в процессе профессиональной подготовки

Зенченков И. П.
В статье анализируется некоторые подходы проведения воспитания в процессе профессиональной подготовки. Воспитание и обучение тесно взаимосвязаны. Они являются составными компонентами целостного педагогического процесса.
Читать PDF
295.68 кб

Профессиональное воспитание в вузе: компетентностный подход

Руденко Ирина Викторовна
В статье раскрываются основные подходы к проектированию воспитательной работы в вузе в условиях перехода на стандарты нового поколения; анализируется опыт оценивания эффективности воспитательного процесса в зарубежной и отечествен
Читать PDF
220.75 кб

Роль школы в профессиональном самоопределении воспитанников

Инговатова Е.Н.
Читать PDF
495.82 кб

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Маркова Светлана Михайловна, Наркозиев Аманбек Карашович
Введение: современные условия развития общества вызывают необходимость дальнейшего реформирования профессионального воспитания, связанного с новыми требованиями к содержанию профессионального обучения, соответствующего определенно
Читать PDF
255.76 кб

Организация профессионального воспитания обучающихся колледжа

Шельпова Елена Владимировна, Петьков Валерий Анатольевич
В статье рассматривается один из аспектов решения проблемы обновления содержания профессионального воспитания посредством пересмотра стратегии воспитательной деятельности учреждений среднего профессионального образования, основу к