ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ
сфера трудовой деятельности рабочих и специалистов. Сложность и наукоемкость профессионального поля определяют требования к объему и соотношению общего и профессионального образования. Основными параметрами профессионального поля являются виды профессиональной деятельности и теоретические основы деятельности. При этом различают общепрофессиональные (отраслевые) и специальные параметры профессионального поля.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ
сфера трудовой деятельности рабочих или специалистов. Инженерная деятельность представляет целостную систему, состоящую из разнородных и взаимосвязанных структурных (цель, содержание, средства, объекты, субъекты) и функциональных компонентов (рефлексия, проектирование, конструирование, организация, коммуникация). Тенденция к усложнению характера профессиональной деятельности современного специалиста и связей ее компонентов ставит проблему синтеза знаний, необходимости управления ею и объединения составляющих ее деятельностей в целое.Возникает необходимость уточнения понятия «профессия». Единого его определения нет, оно многозначно: профессия – это «...общность всех людей, занятых данным видом труда», «...система знаний, навыков и умений, присущая определенному человеку»; «...длительно существующий комплекс трудовых обязанностей», «...объективная и притом совершенно регламентированная организация действий личности». Существенно, что во всех ее определениях понимается ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования, развития и самовыражения. Понятия профессии уже не раскрывают социальную, экономическую, правовую, психологическую и физиологическую сущность инженерного труда как сложного многопризнакового явления, обусловливающего основную суть развитой профессиональной деятельности, предполагающей сочетание, взаимодействие и взаимопроникновение не только смежных, но даже отдаленных и разнопрофильных знаний.
В этих условиях целесообразнее говорить не о профессии, а о поле профессиональной деятельности, имея в виду при этом совокупность выполняемых специалистом разнородных функций из смежных ее областей и видов, определяющую не только его функциональную подготовленность, но также социальную зрелость и легкость адаптации, детерминированную усложняющимися профессионально-квалификационной структурой и характером инженерного труда.
Очевидно, что в поле профессиональной деятельности современного специалиста попадает прежде всего глубокая фундаментальная и специальная подготовка, сочетающаяся с гуманитарным образованием, подготовленность к полезному и экономически выгодному взаимодействию в условиях интеграции европейской и мировой экономики, способность применять принципы научной организации труда, эффективные методы управления трудовыми коллективами, высокая гибкость и адаптируемость в рамках смежных профилей. Подготовка специалистов, сочетающих разнородные знания, обуславливает необходимость новых образовательных механизмов и технологий, строящихся на многоуровневой интеграционной основе.
Лит.: Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1984; Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М., 1970.
А.М. Кочнев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.