ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ
сфера трудовой деятельности рабочих и специалистов. Сложность и наукоемкость профессионального поля определяют требования к объему и соотношению общего и профессионального образования. Основными параметрами профессионального поля являются виды профессиональной деятельности и теоретические основы деятельности. При этом различают общепрофессиональные (отраслевые) и специальные параметры профессионального поля.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ
сфера трудовой деятельности рабочих или специалистов. Инженерная деятельность представляет целостную систему, состоящую из разнородных и взаимосвязанных структурных (цель, содержание, средства, объекты, субъекты) и функциональных компонентов (рефлексия, проектирование, конструирование, организация, коммуникация). Тенденция к усложнению характера профессиональной деятельности современного специалиста и связей ее компонентов ставит проблему синтеза знаний, необходимости управления ею и объединения составляющих ее деятельностей в целое.Возникает необходимость уточнения понятия «профессия». Единого его определения нет, оно многозначно: профессия – это «...общность всех людей, занятых данным видом труда», «...система знаний, навыков и умений, присущая определенному человеку»; «...длительно существующий комплекс трудовых обязанностей», «...объективная и притом совершенно регламентированная организация действий личности». Существенно, что во всех ее определениях понимается ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования, развития и самовыражения. Понятия профессии уже не раскрывают социальную, экономическую, правовую, психологическую и физиологическую сущность инженерного труда как сложного многопризнакового явления, обусловливающего основную суть развитой профессиональной деятельности, предполагающей сочетание, взаимодействие и взаимопроникновение не только смежных, но даже отдаленных и разнопрофильных знаний.
В этих условиях целесообразнее говорить не о профессии, а о поле профессиональной деятельности, имея в виду при этом совокупность выполняемых специалистом разнородных функций из смежных ее областей и видов, определяющую не только его функциональную подготовленность, но также социальную зрелость и легкость адаптации, детерминированную усложняющимися профессионально-квалификационной структурой и характером инженерного труда.
Очевидно, что в поле профессиональной деятельности современного специалиста попадает прежде всего глубокая фундаментальная и специальная подготовка, сочетающаяся с гуманитарным образованием, подготовленность к полезному и экономически выгодному взаимодействию в условиях интеграции европейской и мировой экономики, способность применять принципы научной организации труда, эффективные методы управления трудовыми коллективами, высокая гибкость и адаптируемость в рамках смежных профилей. Подготовка специалистов, сочетающих разнородные знания, обуславливает необходимость новых образовательных механизмов и технологий, строящихся на многоуровневой интеграционной основе.
Лит.: Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1984; Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М., 1970.
А.М. Кочнев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
121.80 кб

Полемическое взаимодействие и профессиональное образование

Рябчиков Вадим Владимирович
Рассматриваются особенности одной из форм педагогического взаимодействия, которая основывается на принципах полемического диалога.
Читать PDF
184.52 кб

Профессиональные этические стандарты в правовом поле России

Цыбулевская Ольга Ивановна, Касаева Татьяна Викторовна
Показана особая роль этических кодексов, как одного из средств повышения уровня нравственно-правовой культуры субъектов власти в условиях формирования гражданского общества в России.
Читать PDF
390.13 кб

ПОЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУПЕРВИЗИИ В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ СЕГОДНЯ

Будинайте Г.Л.
Статья представляет собой откорректированную запись вводной лекции, прочитанной для слушателей Программы подготовки супервизоров Общества семейных консультантов и психотерапевтов (ОСКиП).
Читать PDF
359.91 кб

Проблемное поле научной школы «Психология профессионального развития»

Зеер Эвальд Фридрихович
В статье рассматриваются теоретико-методологические основания исследования психологии профессионального развития личности. Приводится краткая характеристика основных направлений проблемного поля и результаты исследования.
Читать PDF
317.16 кб

Ивент-менеджеры: характеристика и практика вхождения в профессиональное поле

Ваторопин А.С., Старцева Н.Н.
Статья посвящена анализу формирующейся профессиональной группы ивент-менеджеров.
Читать PDF
136.06 кб

ПРОЯВЛЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ФАКТОРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ ГЕОЛОГОВ-ПОЛЕВИКОВ

Федосеенко Светлана Юрьевна
Материал представляет результаты исследования профессиональной среды полевых геологов.
Читать PDF
78.72 кб

Профессиональное саморазвитие студента в проблемном поле гуманитарного знания

Новожилова Татьяна Николаевна
В статье рассматриваются различные точки зрения на проблему саморазвития и профессионального саморазвития будущего специалиста в контексте современного профессионального образованияIn article consider different point of views on p
Читать PDF
7.38 мб

Вектор карьеры и поле профессиональной неопределенности: теоретические аспекты

Сагайдак Светлана Станиславовна
Схематически рассматриваются вектор карьеры и поле профессиональной неопределенности в зависимости от векторов способностей и склонностей человека.
Читать PDF
2.94 мб

Принципы полемического взаимодействия в процессе профессионально го образования

Рябчиков Вадим Владимирович
Читать PDF
225.46 кб

Проблемное поле исследований в области педагогики и профессиональном образовании

Петров Юрий Николаевич, Котенко Елена Федоровна
Читать PDF
1.29 мб

Правовое поле педагога в пространстве реализации его профессиональной деятельности

Войтикова Марина Андреевна
Описание единого квалификационного справочника должностей работников образования. Описание опроса педагогов о нормативно-правовом поле педагогической деятельности.
Читать PDF
249.73 кб

Непрерывное дополнительное профессиональное образование: новые модели и правовое поле

Прикот Олег Георгиевич
В статье рассматриваются вопросы становления системы дополнительного профессионального образования (ДПО) как основы современной системы непрерывного образования, принципы развития ДПО на региональном уровне, нормативно-правовое ре
Читать PDF
275.20 кб

Образовательная траектория студента в поле формирования профессиональной компетентности

Матвеева Татьяна Анатольевна, Бухарова Галина Дмитриевна
Обсуждается концепция реализации образовательной программы подготовки специалиста (бакалавра/магистра), составленной в соответствии с компетентностной моделью выпускника вуза для формирования его профессиональной компетентности по
Читать PDF
416.78 кб

Профессиональное становление личности педагога: проблемное поле и концептуальные модели

Корытова Галина Степановна, Никифорова Наталия Александровна
Представлен аналитический обзор научной литературы, посвященной проблеме профессионального становления личности педагога.
Читать PDF
270.78 кб

Особенности профессионального самоопределения юношества в информационном поле деятельности

Сохранов Владимир Васильевич, Лупанова Наталья Александровна, Тер-аракелян Этери Кареновна
В статье рассматриваются особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.