ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
характеризуется различными концепциями образовательного процесса. Они определяют два направления (модели) в педагогике: рационалистическое и гуманистическое.
Рационалистическая модель процесса обучения. Рационалистическое направление в теории обучения рассматривается как дальнейшее развитие технократической педагогики, опиравшейся на идеи бихевиоризма.
Концепция бихевиоризма отвергает роль сознания в качестве регулятора человеческой деятельности, все психические явления сводятся к внешним реакциям организма.
В центре внимания рационалистической концепции находится проблема формирования определенного образа действий (поведения), на основе эффективных способов усвоения учащимися таких знаний, навыков, умений и познавательных способностей, которые они могут реально продемонстрировать. «Поведение» как образ действий, в том числе и в профессиональной деятельности, определяется тем, каковы приобретенные учащимися в процессе образования познавательные (когнитивные), эмоциональные (аффективные) и психомоторные навыки.
CT-10-M = Познавательные навыки Уровень 1 – Запоминание фактов.
Уровень 2 – Уяснение значения (понимание) фактов. Уровень 3 – Применение запомненного.Уровень 4 – Анализ содержания. Это процесс расчленения: сначала определяются части, затем раскрывается связь между частями, затем приходят к пониманию всего механизма.
Уровень 5 – Синтез целого из частей. Это процесс созидания, получения чего-то нового, уникального (однако простого).
Уровень 6 – Определение ценности или важности чего-либо.
CT-10-M = Эмоциональные навыки
Уровень 1 – Пассивный: мобилизация внимания; получение сигнала (например, через орган слуха, зрения и т.д.).
Уровень 2 – Активный: обращение внимания на что-либо и адекватная реакция.
Уровень 3 – Оценка: наблюдение, реагирование, определение ценности чего-либо и действие в соответствии с принятым решением.
Уровень 4 – Организующие идеи: выбор, предпочтение одной ценности другой, разрешение конфликтов, разработка философии.
Уровень 5 – Целесообразный образ действий: согласно выверенной шкале ценностей. Хорошо адаптированное в личностном плане, общественном и эмоциональном, совершаемое в рамках шкалы ценностей.
CT-10-M = Психомоторные навыки
Уровень 1 – Идентификация: через органы чувств управлять моторно-двигательной активностью. Отбор, определение, установление различий, опознавание и т.д.
Уровень 2 – Реагирование: действие на основе идентификации. Движение, отображение, показ, начинание, проявление инициативы и т.д.
Уровень 3 – Имитация: повторение действия, выполненного другим. Сборка, измерение, закрепление, нагрев, размалывание и т.д.
Уровень 4 – Обретение опыта: формирование привычек. Выполнение ранее имитировавшихся действий на компетентном и профессиональном уровне.
Уровень 5 – Действия на уровне эксперта: разработка хорошо скоординированных психомоторных навыков.
Уровень 6 – Адаптация: изменение действий в связи с новой ситуацией. Уровень 7 – Созидание: выработка новых действий для решения проблем.
Рационалистическая модель обучения обеспечивает развитие познавательных способностей на репродуктивной основе в результате «технологизированного научения».
В целом это направление ориентировано на узкоутилитарную трактовку образовательных задач и не отвечает главной цели – развитию творческой личности и ее социализации.
Гуманистическая модель образовательного процесса. Парадигма гуманистического образования возникла как ответ на негативные результаты деятельности техно- кратического общества и получает все более широкое распространение с начала 70-х гг.
Основная идея гуманистической концепции в образовании заключается в ориентации процесса обучения на развитие и саморазвитие личности учащегося, признание ее самоценности, создание условий для творческой самоактуализации.
Дьюи предлагал «психологизировать» учебную программу, создав такую атмосферу, когда учащийся в своей учебной деятельности будет сталкиваться с проблемами, для разрешения которых ему потребуются научные знания и профессиональные умения.Педагогические технологии все более ориентируются на групповую работу учащихся, в ходе которой решаются не только задачи индивидуального творческого развития, но и развиваются коммуникативные навыки, способности к кооперативной деятельности. «Я – концепция» заменяется на концепцию «Я и мы».
Концепции адаптации молодых педагогов. Послеуниверситетский период вхождения молодых преподавателей в профессиональную деятельность включает два наиболее сложных процесса – адаптацию к реальным условиям и овладение мастерством. В США существует традиционный институт наставничества, который позволяет молодым преподавателям преодолеть возникающие проблемы с меньшими потерями.
Появление в 80-х гг. новой концепции менторинга (наставничество), принципиально отличающейся от традиционной, представляет возможность сравнить их и оценить перспективность нового подхода.
Традиционный подход к организации менторинга в различных штатах имеет ряд общих черт.
Во-первых, четко определен состав «команды» наставников. Ее членами являются собственно преподаватель-наставник, директор учебного учреждения и представитель высшего образования. Во-вторых, предусматривается строго установленное количество часов совместной работы. В-третьих, регламентированы основные функции наставника: он помогает молодому педагогу совершенствовать методы обучения, составлять различные инструкции и задания учащимся, а также оценивать процесс и результаты деятельности молодого коллеги, реализуя лично им принятые установки.
Использование наставниками технологий бихевиоризма и выросшего из него рационалистического направления не отвечает профессионально многоплановой и сложной в коммуникативном отношении педагогической деятельности.
Эти обстоятельства вызвали к жизни новую гуманистическую концепцию профессиональной адаптации преподавателей, которая рассматривает этот период как новый этап социализации – овладение новым социальным статусом, изменение всей системы норм и оценок, обретение новой референтной группы.
Гуманистическая сущность этого подхода проявляется прежде всего в построении коммуникативного взаимодействия как основного средства для профессионального и личностного развития не только молодого педагога, но и самого наставника.
Концепция целеполагания в учебно-воспитательном процессе. Педагогическая теория и практика в Великобритании в традиционном подходе к оценке эффективности учебно- воспитательного процесса общеобразовательных и профессиональных школ рассматривала содержание как ведущую компоненту совершенствования этого процесса.
Однако в 80-х гг. широкая педагогическая общественность изменила свое отношение и признала целеполагание в качестве новой доминанты – главенствующей идеи развития учебно-воспитательного процесса. Именно цель определяет содержание и методы обучения.
Системный подход к постановке целей отражен в одной из наиболее известных иерархизаций следующим образом: цели общества; всеобщие цели воспитания, цели общеобразовательных и профессиональных школ; цели учебно-воспитательного процесса (куррикулума); цели учебных предметов, цели темы (урока); цели отдельных учебных заданий.
К основным характеристикам конкретных целей относятся:
– конечность (указание на результат деятельности);
– определенность (четкость, ясность постановки цели);
– технологичность (рекомендации способов достижения);– краткосрочность (существование в течение ограниченного времени).
Конкретизация общих целей реализуется совокупностью умений, отношений, понятий и знаний, усвоенных учащимися.
Системы профессионального образования за рубежом. Каждая страна в мире имеет свои специфические особенности организации профессионально-технического образования, но выделяется пять принципиальных моделей, каждая из которых имеет свой национальный вариант.
Первая модель – система ученичества, основанная на работе, проводимой нанимателем (Германия).
Вторая модель – система, основанная на обучении в колледже, дающая как общее, так и профессиональное образование, ученичество с обучением в одном учебном заведении обязательного характера (Италия, Франция).
Третья модель – система дублирования образования (Швеция).
Четвертая модель – система, основанная на обучении в средних специальных и высших учебных заведениях (Япония).
Пятая модель – смешанная система, характерная для всех предыдущих стран (Россия).
Система профессионального образования в Германии. В Германии принята наиболее сложная структура системы образования. Дифференциация учащихся и их профессиональная направленность заложены в трех типах средних школ, которые дифференцируют обучение после начальной школы. На профессиональную подготовку идут в основном выпускники народной школы (9 лет обучения) и отчасти реальной (10 лет). Еще одним типом средней школы являются гимназии (13 лет обучения).
В Германии управление системой профессиональной подготовки очень децентрализовано. Центральное ведомство несет общую ответственность за управление школами, и полномочия делегируются управляемым землям. Для структуры управления образованием определено сочетание федерализма на национальном уровне с централизацией на уровне земель.
Однако различные ступени образования имеют свои особенности в распределении ответственности и меру компетентности на тех или иных уровнях.
Массовая подготовка кадров в Германии осуществляется в системе ученичества на предприятиях.
Эта система предполагает профессиональное обучение на производстве вместе с обязательными занятиями в сопровождающей профессиональной школе. Этим объясняется название системы профобразования в Германии – «дуальная».
При дуальной системе государство контролирует школьную (образовательную) часть профессиональной подготовки – обучение в ПШ, а торгово-промышленная и ремесленная палаты (самоуправляющиеся органы предпринимателей) – обучение на производстве.
Ведущую роль в подготовке рабочих играет не государство, а частный капитал.
Права и обязанности предпринимателя и обучающегося (ученика) регламентируются законом о профессиональном образовании (1969).
Обучение в дуальной системе начинается с заключения «Договора о производственном ученичестве» между будущим учеником и владельцем предприятия. Договор определяет: цель обучения; род трудовой деятельности после окончания обучения; способ и содержание обучения; начало и продолжительность обучения; обучающие мероприятия вне предприятия; продолжительность рабочего дня; продолжительность испытательного срока; величину и сроки выплаты заработной платы; продолжительность отпуска; условия, при которых договор может быть расторгнут.Надзор за производственным обучением, проведение экзамена и присуждение рабочей квалификации осуществляют торгово-промышленная или ремесленная палаты.
Содержание и процесс обучения конкретной профессии регулируют инструкции по профессиональному обучению, которые разрабатываются федеральным институтом профессионального образования и утверждаются соответствующим отраслевым министерством. Инструкции имеют рекомендательный характер. В инструкции указываются: название специальности; продолжительность обучения; профиль специальности (перечень навыков и умений, которыми ученик должен овладеть); примерный учебный план; рекомендации по содержанию и порядку проведения экзаменов.
Ученик овладевает навыками и умениями на рабочем месте. Главный дидактический принцип – показ и повторение трудовых действий. Для этого создаются специальные рабочие места или учебные центры. Крупные предприятия создают учебные мастерские на кооперативных началах.
После 1969 г. был принят ряд постановлений, направленных на совершенствование дуальной системы; она приобрела внутриступенчатую структуру.
1 ступень – год начальной профессиональной подготовки (сообщаются теоретические сведения об основах того или иного профессионального направления);
2 ступень – ученики знакомятся с теоретическими и практическими основами группы родственных профессий (по окончании проводится первый экзамен);
3 ступень – проводится специализация, которая завершается экзаменом на квалификацию.
В 70–80-е гг. происходит структурная перестройка дуальной системы в связи с усиливающейся дифференциацией профессионального образования под воздействием ускоренных темпов развития экономики. Система приобретает иерархический характер: создаются профессиональные академии (ПА), три года обучения в которых включает соединение практической подготовки с теоретическим курсом. Уровень подготовки в ПА выше, чем в ДС.
Финансирование ДС происходит двумя путями: профшкола финансируется из бюджета федеральных земель и районов, а производственное обучение – владельцем предприятия из своих доходов.
Профессиональная школа в дуальной системе как государственное учебное заведение контролируется местными органами образования. «Шведская модель» профессиональной подготовки. Швеция всегда считалась законодателем прогрессивного реформирования образования. Тратя более 8% валового национального продукта на образование (Великобритания – 5%) и достигнув соотношения ученик–учитель 12 к 1, государство никогда не сомневалось в необходимости таких затрат.
Начиная с 1971 г. Швеция имеет систему дублированного образования в старших классах школы, которая организована на региональной основе и включает в себя профессиональное и академическое образование. После завершения обязательного школьного образования в так называемой общеобразовательной «Grunskolan», абсолютное большинство учащихся переходит в ближайшую «Gymnasieskolan», где можно выбрать для изучения курсы из более чем 20 практических и теоретических предметов. Большинство (2/3 учащихся) выбирает два или три направления и учится два или три года в профессиональных школах, в то время как 1/3 предпочитает академический курс, который длится три или четыре года. Не все учащиеся принимаются по их выбору, так как правительство устанавливает квоты на рабочие места на основе прогнозов по рабочим местам, но 85% из тех, кто подает заявки, получают места. Учащиеся изучают курсы по различным предметам, включая приобретение рабочей профессии. Учащиеся, обучающиеся по типовой программе, изучают шведский, английский, немецкий или французский языки, социальные науки и математику. Курсы организованы на модульной основе, и знания учащихся оцениваются по количеству накопленных баллов.«Французская модель» профессиональной подготовки. Во французской системе профессионально-технического образования после школы определенно главенствует образование, основанное на обучении в колледже, которое позволяет избежать ранней специализации. Начальное образование во Франции для большинства детей длится до 11 лет, затем они переходят в колледж – общеобразовательное четырехлетнее заведение, которое возникло из многоцелевых профессиональных колледжей, впервые организованных в 1964 г. Далее небольшая часть детей оставляет колледж, но большинство продолжает обучение либо в общеобразовательном, либо в техническом лицее или в новых профессиональных лицеях.
Сегодня общеобразовательные и технические лицеи дают широкое общее и техническое образование, которое после трех лет обучения позволяет получить звание бакалавра. В зависимости от профиля учебного заведения бакалавр знает французский язык, основы социологии, математики, философии и иностранный язык, но специализируется в искусстве и философии; экономике и социальных науках; математике и физике; математике и естественных науках; а также математике и технологии. Бакалавр технологического профиля получает основы французского и иностранного языка, а также промышленных наук, бизнеса и компьютерных знаний. Все бакалавры имеют право продолжать обучение в высших учебных заведениях.
Во Франции единым типом средней общеобразовательной школы является колледж (10 лет обучения). Перед последними двумя годами обучения происходит деление на классическую и предпрофессиональную подготовку. Окончившие отделение предпрофессиональной подготовки имеют возможность продолжать учебу в профессиональных учебных заведениях. Этот путь к получению профессии и является наиболее популярным среди учащихся с небольшим достатком.
В системе ученичества получают специальную подготовку на предприятии и посещают центры профессионального ученичества, находящиеся под государственным контролем. Срок обучения 2 года, после чего ученики получают свидетельство о профпригодности (узкая специализация).
Профессиональные и общеобразовательные лицеи Франции обладают структурной и программной гибкостью. На профессиональных отделениях общеобразовательных лицеев готовятся высококвалифицированные рабочие (3 года обучения), которым выдается свидетельство о профессиональной пригодности к работе по сложной профессии на уровне техника узкой специальности. Недавно в профессиональном лицее была введена категория технического бакалауреата, которая предусматривает полный курс профессиональной подготовки наряду с соответствующим объемом общеобразовательных знаний.
Подготовка квалифицированных рабочих в государственных, а также частных лицеях, находящихся под контролем государства, характеризуется наличием единой стратегии в области обучения, которая разрабатывается министерством профессионального образования.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997; Профессиональная подготовка рабочих в системе непрерывного образования развитых стран мира / Сб. статей под ред. Г.С. Гуторова. – Л., 1989.
Г.В. Мухаметзянова, О.Б. Ховов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.