ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО РАБОЧЕГО

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО РАБОЧЕГО
высокая и постоянно совершенствующаяся степень овладения определенным видом профессиональной деятельности.
Для П.м. характерна развитая способность квалифицированного рабочего, специалиста быстро переключаться с одних видов и условий труда на другие, приспосабливаться к новым требованиям и перестаивать характер свой деятельности сообразно меняющимся производственным ситуациям. Навыки и умения работника, достигшего П.м., тесно связаны с его общими и специальными знаниями. Формирование у учащихся П.м. является одной из главнейших целей производственного обучения.
Основными показателями П.м. применительно к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях являются:
– качество выполнения учебно-производственных работ – выполнение технических требований (условий) к результатам работы; соответствие ее установленным показателям и нормативам, параметрам; получение устойчивых положительных результатов;
– производительность труда – выполнение установленных норм времени (выработки); способности и умения ценить фактор времени, что определяет стремление к освоению высокопроизводительной техники и технологии, наиболее экономных и производительных способов выполнения работы и организации труда;
– профессиональная самостоятельность – умение самостоятельно выбирать способы работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда; способность самостоятельно разбираться в производственной обстановке, принимать правильное решение; осуществление самоконтроля и саморегулирования в учебно-производственной деятельности;
– культура труда – способность и привычка планировать свой труд; умение работать с применением рациональных приемов и способов труда, современной техники и технологии; высокая технологическая дисциплина; умение применять в работепрофессиональные знания; рациональная организация труда и рабочего места; соблюдение правил безопасности труда;
– творческое отношение к труду – развитая способность и стремление вносить в процессе труда новое, оригинальное, совершенствовать организацию, способы труда, орудия труда; стремление и способности к рационализации и изобретательству;
– экономическая целесообразность трудовой деятельности – способность к экономическому анализу выполняемого трудового процесса, принятию оптимальных в экономическом отношении решений в процессе выполнения работы.
Реализация этих задач составляет сущность обучающей деятельности мастеров производственного обучения и учебной деятельности учащихся. Через призму этих показателей рассматриваются практически все вопросы содержания, организации и методов производственного обучения.
Лит.: Скакун В.А. Методика производственного обучения. – М., 1992; Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. – М., 1995.
С.Я. Батышев, В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.