ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
естественные морфофункциональные структуры организма, несущие основную нагрузку при освоении профессии и в процессе профессионального труда; функции, с которыми связана успешность освоения профессии и достижение высокого профессионального мастерства.
Уровень развития П.з.п.ф. отражает природные задатки способностей индивида и может выступать критерием успешности освоения профессиональных навыков и умений и деятельности в избранной специальности. Не случайно поэтому у учащихся ПУ установлена тесная взаимосвязь между уровнем развития у них значимых функций, общей работоспособностью, напряженностью функционирования адаптационных систем организма во время работы и успешностью освоения учащимися профессиональных навыков.
В структурном рассмотрении ключевые П.з.п.ф. организма являются, с одной стороны, элементами рабочего динамического стереотипа, с другой, сочетают в себе более простые биофункциональные процессы.
Изучение П.з.п.ф. позволяет материализовать специфические требования, которые предъявляет каждая профессия к способностям работников, конкретизировать и количественно оценить их.
В зависимости от особенностей профессиональной деятельности ключевыми значимыми могут быть функции анализаторов, аналитико-синтетические функции центральной нервной системы, функции, составляющие основу внимания, памяти, мотивации, двигательных действий. Например, при умственном труде наиболее значимыми являются аналитико-синтетические функции центральной нервной системы, проявляющиеся в напряженном и концентрированном внимании и решении мыслительных задач.
Для работ, связанных с ручным полуавтоматическим управлением (станочники, наладчики автоматических линий, операторы несложных пультов управления...) особую важность представляют функции слежения и способность выполнять тонко координированные легкие движения с участием ограниченных и маломощных групп мышц.
Тяжелый и умеренный физический труд требует прежде всего развития функций регуляции обменных процессов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Ввиду того, что трудовая деятельность внешне практически всегда проявляется через мышечные движения, составляющие суть двигательных действия, то особое значение приобретают профессионально значимые двигательные функции. В этом случае они представляют естественную основу – задатки профессионально значимых двигательных качеств человека. Понятие «профзначимые двигательные качества» чаще используется в педагогике и в быту, в то время как «психофизиологические двигательные функции» в большей степени – в физиологии и психологии труда.
Знание и учет уровня развития П.з.п.ф., связанных с ними качеств и способностей необходимы специалистам системы профессионального образования и самим обучающимся, поскольку позволяют более правильно осуществить профессиональный отбор или выбор специальности, прогнозировать успешность и контролировать эффективность обучения профессии.
В системе профессионального отбора все чаще используется аппаратное и педагогическое тестирование, которое позволяет оценить способности кандидата при приеме на работу или на занятие вакантных должностей. Учет уровня развития такого рода функций представляет особую важность при отборе для сложных в психофизическом отношении и ответственных профессий, ввиду возможности несчастных случаев и аварий,– таких, как водители автомобилей и судов, пилоты, авиадиспетчеры, операторы- диспетчеры и т.п. В этом случае уровень развития ключевых профессионально значимых функций выступает как критерий профессионального отбора. Сам отбор может быть жестким, по схеме годен – негоден (например, в случае нарушения цветного зрения у водителей или вестибулярной устойчивости у пилотов) или же рекомендательным, предупреждающим.
При определенных условиях и в процессе специальной тренировки П.з.п.ф. можно развивать целенаправленно, улучшая тем самым соответствующие качества и способности, содействуя формированию профессиональных навыков и умений. Поэтому в процессе профессионального обучения необходимо следить за динамикой развития П.з.п.ф. Это позволяет построить более совершенную технологию обучения, в том числе использовать средства активной тренировки функций, такие, как целенаправленная профессионально-прикладная физическая подготовка и специальные тренажеры. Во многих случаях совсем не обязательно иметь сложную аппаратуру для измерения уровня развития П.з.п.ф. В частности, для оценки двигательных качеств существует множество педагогических тестов, позволяющих оценить их самые разнообразные проявления.
Лит.: Карцев И.Д., Халдеева Л.Ф., Павлович К.Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. – М., 1977; Леонова Л.А. Повышение эффективности производственного обучения подростков.– М., 1980; Косилов С.А. О физиологических основах производственного обучения. – М., 1981.
В.П. Полянский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.