ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА (исторический аспект)

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА (исторический аспект)
учебные заведения начального профессионального образования, созданные в соответствии с законом, принятым Верховным Советом СССР, «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР» (1958) на базе ремесленных, железнодорожных, строительных, горнопромышленных училищ, школ ФЗО и других учебных заведений системы трудовых резервов, совнархозов и ведомств. Было введено два типа учебных заведений – городские и сельские профессионально-технические училища с дифференцированными сроками обучения от 1 до 3 лет. Образованы как дневные, так и вечерние (сменные) училища с соответствующей специализацией по отраслям производства. За тридцать лет профессионально-технические училища, сохранив исходные положения 1959 г., прошли в своем развитии ряд этапов, связанных с социально-экономическими, технико-технологическими изменениями и образовательными реформами в стране.
В 1961 г. в СССР функционировало 3684 профессионально-технических училища, в которых обучалось свыше 1 млн учащихся. Перечень профессий и специальностей включал более 2000 наименований профессий (1965). Учащиеся дневных училищ находились на государственном обеспечении (бесплатное питание и обмундирование или стипендия).
Кроме того, за работы, выполненные в процессе производственного обучения, им выплачивалась заработная плата. Вечерние (сменные) училища, а также вечерние (сменные) отделения (группы) при дневных училищах привлекали лиц, занятых на производстве, обучая, как правило, их новым профессиям и специальностям и повышая их производственную квалификацию без отрыва от производства. Производственное обучение проводилось вначале в учебных мастерских и лабораториях училищ, либо на специально выделенных для этих целей рабочих местах и производственных участках предприятий, а затем в виде практики – непосредственно на производстве под руководством мастера училища или специалиста предприятия. Теоретическое обучение проводилось по широкому кругу общеобразовательных, общетехнических и специальных предметов.
С 1969 г. начался процесс преобразования профессионально-технических училищ обычного типа в средние для подготовки квалифицированных рабочих со средним образованием. В 1980 г. «Положением о профессионально-технических учебных заведениях СССР» были учреждены два типа дневных профессионально-технических училищ
– средние с 3–4 летним сроком обучения и училища массовых профессий со сроком обучения 1–2 года, а также вечерние (сменные). В 1980 г. работало уже 4026 средних профессионально-технических училищ с более чем 2 млн учащихся. Они готовили рабочихпо 926 профессиям. Выпускники-отличники получили право поступления в технические вузы. В связи с развитием средних профессионально-технических училищ начался процесс сокращения училищ массовых профессий. В 1980 г. они составляли 1111 учебное заведение и охватывали всего 17% общего числа учащихся профтехобразования. К 1991 г. в Российской Федерации работало 4321 профтехучилище с 1,8 млн учащихся.
Все эти годы шел процесс совершенствования содержания, форм и методов профессионального образования. Постепенно возрастало значение теоретического – профессионально-технического и общеобразовательного – циклов. В целом непосредственно на подготовку по профессии отводилось 55–60% учебного плана.
Создание средних профессионально-технических училищ привело к необходимости соединения общего среднего и специального образования, известной перегрузке учебных планов и снижению качества подготовки рабочих.
Осуществленные в 1991–1997 гг. реформы в области экономики и образования внесли изменения в развитие и структуру начального и среднего профессионального образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1992 г., они имеют целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного образования, однако могут создаваться на основе среднего (полного) образования.
Законом была закреплена многотипность учреждений начального профессионального образования, благодаря чему возникли новые типы учебных заведений – высшие профессиональные училища, профессиональные (технические) лицеи, профессиональные училища и др.). Принятая в 1997 г. Правительством РФ Концепция реформирования системы начального профессионального образования подводит определенную черту почти 30-летнего существования профессионально-технических училищ как ведущего типа этой системы. Они преобразуются в два основных типа – профессиональное училище и профессиональный лицей. В условиях спада экономики в период с 1991 по 1997 г. в Российской Федерации произошло сокращение учреждений начального профессионального образования до 4166, а учащихся до 1,7 млн. На их базе было создано 3466 профессиональных училищ и 7 профессиональных лицеев. Идут сложные процессы рационализации структуры управления начальными профессиональными учебными заведениями путем перераспределения компетенции между государственными органами, субъектами федерации, муниципальными органами, ведомствами и акционерными обществами (см. Профессиональное училище, Профессиональный лицей).
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.