ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
(П-ПФК) – часть культуры труда и физической культуры в целом, призванная оптимизировать функциональное состояние человека в связи с его трудовой профессиональной деятельностью. Специфика П-ПФК заключается в содействии формированию и обеспечении условий функционирования двигательного компонента профессиональной деятельности – профессионально значимых двигательных функций и связанных с ними качеств, навыков и умений.
Более широкий эффект П-ПФК обусловлен ее уникальными разнообразными возможностями обеспечивать другие, помимо двигательного, элементы и компоненты профессиональной деятельности: поддерживать и восстанавливать профессиональную работоспособность, осуществлять профилактику профзаболеваний и травм, коррекцию негативных воздействий на организм работающих профессиональных вредностей, содействовать адаптации к процессу труда и в трудовом коллективе, социализации личности, воспитывать необходимые в труде качества целеустремленности и трудолюбия, положительного отношения к коллективу и к предприятию; регулировать психоэмоциональные состояния и «климат» в коллективе и пр.
В основе профессионально-прикладных эффектов физической культуры лежит разумное, с учетом особенностей характера и условий профессионального труда, использование разнообразных специфических и смежных с гигиеной, медициной, психологией и охраной труда факторов (физических упражнений, тренажеров, массажа и самомассажа, оздоровительных сил природы, психорегулирующих упражнений; правил безопасности, рациональных режимов дня, труда, питания, одежды, обуви и др).
Различают социальные и индивидуальные составляющие К-ПФК. В качестве социальных, организованно представленных в обществе форм, наибольшее развитие в России получили профессионально-прикладная физическая подготовка в системе профессионального образования и производственная физическая культура – непосредственно на производстве.
Индивидуальными составляющими П-ПФК являются:
1. Сформированность индивидуально и социально обоснованных мотивов профессионально- прикладной физкультурной деятельности;
2. Общие знания о двигательном компоненте, как об одном из ведущих в жизни и в труде, и об основах взаимосвязи трудовой профессиональной и физкультурной деятельности. Знание других особенностей содержания и условий профессиональной деятельности, таких, как функции специалиста; трудовые действия, типичные операции, рабочая поза; ошибки, возникающие в процессе труда; оценка эффективности труда; основные задействованные органы и системы организма и его свойства (значимые физические и психические качества, психофизические функции); режим труда; двигательная активность, физическая и психическая нагрузка и ее направленность; метеорологические и санитарно-гигиенические условия; сопутствующие вредности, наиболее часто встречающиеся расстройства систем организма и заболевания;
3. Физическое состояние в соответствии с требованиями профессии: профессиональное здоровье, телосложение, физическая подготовленность, работоспособность;4. Знание факторов прикладной физической культуры и их эффектов, владение методическими приемами и способами, в том числе привычкой их использования по следующим направлениям:
– содействие развитию ключевых профессионально значимых физических качеств и связанных с ними способностей, психофизических функций;
– освоение фонда двигательных навыков и умений видов спорта, имеющих профессиональную значимость;
– поддержание и восстановление профессиональной работоспособности (умственной и физической) в различных трудовых циклах и ситуациях;
– профилактика неблагоприятного влияния условий производства, коррекция профессиональных расстройств и заболеваний;
– обеспечение психоэмоционального состояния и климата;
– организация физкультурно-спортивной деятельности в коллективе.
Лит.: Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991; Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры: Понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры.
1996. № 4.
В.П. Полянский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.