ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
формирование личности, способной к эффективной самореализации в сфере начального профессионального образования, осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций. Это образование реализуется в тех учебных заведениях, которые в состоянии содержательно, методически и материально-технически обеспечить его уровень, определяемый соответствующими государственными образовательными стандартами.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Система П.-п.о. включает: индустриально-педагогические техникумы и колледжи (среднее профессионально- педагогическое образование, основная квалификация – мастер производственного обучения), специальные высшие учебные заведения (Уральский государственный профессионально-педагогический университет и Волжский инженерно-педагогический институт), специализированные факультеты и кафедры ряда вузов страны (высшее профессионально-педагогическое образование, квалификации – инженер-педагог, агроном-педагог, экономист-педагог, дизайнер-педагог и т.д.).
Педагог профессиональной школы, помимо подготовленности к педагогической деятельности, является специалистом в той отрасли народного хозяйства, для которой готовятся кадры в профессиональном учебном заведении. Таким образом, система П.- п.о. интегрирует в себе педагогическую и профессиональную (специальную, т. е. соответствующую определенной отрасли народного хозяйства) составляющие.
Цель системы П.-п.о. – подготовка специалистов по обучению профессиональным знаниям и умениям в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также непосредственно на производстве. Специалист должен знать особенности технологии отрасли и отдельной специальности в ней, иметь практические профессиональные навыки, поскольку он готовится к проведению как теоретического, так и практического обучения.
Широта цели определяет отличие П.-п.о. не только от педагогического, но и от других видов специального профессионального образования (технического образования, гуманитарного, экономического, сельскохозяйственного и т.д.).
По сравнению со специалистами народного хозяйства (например, строителями, агрономами и т. д.) педагоги профессионального обучения (например строители- педагоги, агрономы-педагоги и т. д.) должны иметь профессиональные навыки по рабочим профессиям и уметь научить им будущих работников.
Таким образом, П.-п.о. является специфическим интегративным видом образования, принципиально отличающимся от педагогического и традиционного профессионального образования.
Интегративность образования означает проявление нового качества, не присущего каждой составляющей в отдельности. Таким качеством П.-п.о. является то, что специалист-педагог в состоянии не только самостоятельно овладевать новой предметной областью в рамках соответствующей отрасли (группы специализаций), но и создавать методики их преподавания.
П.-п.о. является новым специфическим видом образования. Его возникновение как ветви (разновидности) педагогического образования обусловило то обстоятельство, что в Классификаторе специальностей высшего профессионального образования П.-п.о. соответствует только одна специальность 030500 – Профессиональное обучение.
В ее рамках формируются различные специализации, соответствующие определенным направлениям различных отраслей народного хозяйства.
Содержание среднего П.-п.о. (индустриально-педагогического образования) строится в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 0308 «Профессиональное обучение».
Содержание высшего П.-п.о. регламентируется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030500 – Профессиональное обучение (третий уровень высшего профессионального образования)».
Стандарт состоит из трех разделов:
1) общая характеристика специальности 030500 – Профессиональное обучение;
2) требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 030500 – Профессиональное обучение;3) обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности 030500 – Профессиональное обучение.
В связи с тем, что специальность 030500 – Профессиональное обучение охватывает специализации, принципиально отличающиеся содержанием, стандарт предусматривает объединение их в 12 групп по отраслевому признаку. Стандарт предусматривает перечень 42 специализаций.
Стандарт определяет сферу деятельности специалиста следующим образом:
профессиональное обучение в учреждениях начального, среднего и дополнительного профессионального образования и на производстве;
научные исследования образовательных процессов и структур;
участие в научных исследованиях по проблемам техники и технологии в соответствующей отрасли;
научно-производственная и консультационно-управленческая деятельность в сфере образования и на производстве в соответствии со специализацией;
культурно-просветительская деятельность.
Структура содержания П.-п.о. (профессиональной образовательной программы) представлена на схеме 1. Структура модуля «СД.ОП.00 Специальные отраслевые дисциплины» – на схеме 2.
Соответствие структуры П.-п.о. структуре начального профессионального образования обеспечивает определенную преемственность содержания и вытекающую отсюда возможность непрерывного профессионального образования, получения высшего профессионального образования в сокращенные сроки обучения. С другой стороны, это является определенной гарантией соответствия квалификации молодого специалиста- педагога требованиям системы начального профессионального образования, его быстрой профессиональной адаптации и профессиональному росту.
Структура циклов и блоков содержания П.-п.о. полностью соответствует структуре специального профессионального образования (технического, гуманитарного, экономического, медицинского и т. д.). Это соответствие вызывает вопрос о возможности осуществления в рамках П.-п.о. доподготовки специалистов (инженеров, агрономов и т.д.) и получения ими дополнительной квалификации специалист-педагог.
В связи с тем, что объем этой «доподготовки» в зависимости от конкретных специальностей будет порядка 3000 ч. (около двух лет очного обучения), следует говорить о получении второго высшего образования.
Доподготовка возможна в том случае, если специалист прошел через систему начального профессионального образования и имеет рабочую профессию соответствующего профиля и уровня.
В настоящее время ведется разработка соответствующих образовательных программ для получения дополнительной квалификации «специалист-педагог» и ограниченной (по сравнению с квалификацией «специалист-педагог») дополнительной квалификации «Преподаватель профессиональной школы» на базе высшего специального образования. Структура содержания педагогического образования представлена на схеме 3.
Значительные расхождения в содержании педагогического и П.-п.о. (необходимость дополнительной профессиональной подготовки, объем которой, исключая педагогическую составляющую, более 4000 ч.) не позволяют осуществлять доподготовку и получение дополнительной квалификации «специалист-педагог» на базе педагогического образования.В настоящее время разработан ряд образовательных программ для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» при условии соответствия базового высшего специального образования предметной области общего образования (например биолог и преподаватель биологии; физик и преподаватель физики и т.д.).
Таким образом, П.-п.о. развивается, появляются новые специализации, новые квалификации, разрабатываются новые образовательные программы на базе соответствующих специальностей начального, среднего, высшего профессионального образования.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
Т.Ю. Ломакина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
420.66 кб

Профессиональное педагогическое образование в Бельгии

Орлова Л.В.
В статье раскрываются особенности развития современного педагогического образования в Бельгии. Сопоставлены структура и содержание педагогического образования во Фламандском и Французском языково-лингвистических сообществах.
Читать PDF
153.73 кб

Педагогические ситуации в профессиональном образовании

Батчаева Н. А.
Читать PDF
631.75 кб

Аксиология профессионально-педагогического образования

Чижакова Галина Ивановна
В статье с учетом аксиологической направленности образования раскрывается значимость ценностных ориентаций учителя как его субъекта, подчеркивается актуальность аксиологической функции образования, представлена и охарактеризована
Читать PDF
187.23 кб

Профессионально-педагогическому образованию в КГЭУ 10 лет

Матушанский Григорий Ушерович
Представлена информация о становлении и развитии кафедры педагогики и психологии профессионального образования Казанского государственного энергетического университета за 10 лет.
Читать PDF
308.87 кб

О педагогических кадрах для профессионального образования

Эйдельнант В.
Читать PDF
281.39 кб

Профессионально-педагогическое образование: вопросы теории

Кубрушко П.
Читать PDF
232.24 кб

Экологизация профессионального педагогического образования

Боровикова Лариса Валентиновна
Читать PDF
340.38 кб

Проблемы развития профессионально-педагогического образования

Зеер Эвальд Фридрихович
В статье рассматриваются проблемные аспекты теории и практики современного профессионально-педагогического образования.
Читать PDF
232.24 кб

Проблемы развития профессионально-педагогического образования

Александрова Наталья Михайловна, Маркова Светлана Михайловна
В данной статье рассматриваются методолого-теоретические проблемы развития профессионально-педагогического образования.
Читать PDF
1.12 мб

Становление теории профессионально-педагогического образования

Уман А. И.
В статье раскрывается проблема возникновения и развития теории профессионально-педагогического образования.
Читать PDF
186.98 кб

Профессиональный тренинг в системе педагогического образования

Щуркова Надежда Егоровна
Автор рассматривает тренинг как особый феномен профессионального, социально-культурного и психологического восхождения личности; определяет место тренинга в процессе профессиональной подготовки педагога
Читать PDF
267.00 кб

Педагогические проблемы развития профессионального образования

Голуб Л. В., Иванова И. В.
Читать PDF
429.08 кб

Профессионально-педагогическое образование Урала в 1917–1940 гг

Леднев Виталий Павлович, Гоголева Галина Серафимовна
Читать PDF
630.50 кб

Фундаментальное и профессиональное в педагогическом образовании

Асадуллин Раиль Мирваевич
Автор предлагает новую картину становления образовательной сферы, в которой философские категории фундаментального и прикладного знания рассматриваются как два встречных процесса познания действительности.
Читать PDF
187.01 кб

Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования

Кубрушко П. Ф., Назарова Л. И.
Авторы рассматривают актуальные проблемы профессионально-педагогического обра зования, связанные прежде всего с теоретико-методологическим осмыслением данно го вида образования и обоснованием организационно-управленческих решений