ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА
способность в известном увидеть новое, по достоинству его оценить и развить. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры педагога включает в себя способы и приемы педагоги ческой деятельности преподавателя. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности. Педагогическая деятельность по своей природе технологична. В этой связи требуется анализ педагогической деятельности, позволяющий рассматривать ее как решение многообразных педагогических задач. Категория «педагогическая технология» помогает понять суть педагогической культуры, она раскрывает исторически меняющиеся способы и приемы, объясняет направленность деятельности в зависимости от складывающихся в обществе отношений. Именно в таком случае педагогическая культура выполняет функции регулирования, сохранения, воспроизведения и развития педагогической реальности. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры педагога раскрывает механизм овладения ею и воплощения как творческий акт. Процесс присвоения преподавателем выбранных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, личность способна преобразовать, интерпретировать их, что определяется как личностными особенностями преподавателя, так и характером его научно-педагогической деятельности. Таким образом, можно сказать, что профессионально-педагогическая культура педагога – это мера и способ творческой самореализации личности преподавателя профессиональной школы в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий. Такое представление о профессионально-педагогической культуре педагога дает возможность вписать данное понятие в категориальный ряд: культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности преподавателя профессиональной школы.
Формирование педагогической культуры преподавателя профессиональной школы предполагает овладение технологией педагогического общения, педагогическими инновациями и импровизацией, приемами и способами организации учебной, изобретательно-технической деятельности учащихся, технологией управления собственной профессиональной деятельностью. Личностный подход к анализу культуры и выявлению особенностей формирования личности имеет особое значение. Личностный смысл профессиональной деятельности требует от преподавателя достаточно высокой степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникшими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности преподавателя, как инициативность, самостоятельность, ответственность и т. п. Для творческой личности характерны готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора и склонность к шутке и др. Данные качества раскрывают особенности действительно свободной, самостоятельной и активной личности. Преподаватель профессиональной школы в силу особенностей профессиональной деятельности сочетает научное и педагогическое творчество. Безусловно, характер научной деятельности, логика и алгоритм решения научных задач детерминируют алгоритм решения задач педагогически. Во-первых, педагогическое творчество более «регламентировано» во времени. Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация замысла и др.) между собой «жестко» связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому.
Преподаватель ограничен количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела, аудиторным временем и т. д. В ходе урока, семинарского или лабораторного занятия возникают предполагаемые и неожиданные проблемные ситуации, требующие квалифицированного решения. Качество решения, выбор наилучшего варианта могут ограничиваться в силу указанной особенности, психологической специфики педагогических задач. Во-вторых, результаты творческих поисков педагога отсрочены. В других сферах результаты деятельности, как правило, материализируются сразу же и могут быть соотнесены с поставленной целью. Результаты деятельности преподавателя воплощаются в знаниях, навыках, умениях, деятельности и поведении будущих специалистов и оцениваются лишь частично и относительно. В силу этого обстоятельства они не могут служить обоснованием решения на каждом новом этапе педагогической деятельности. Лишь развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности преподавателя позволяют ему на основе частичных результатов прогнозировать результат его профессионально-педагогической деятельности. В-третьих, сотворчество преподавателя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели профессиональной деятельности, атмосфера творческого поиска в педагогическом коллективе и учебных группах обучающихся являются мощными стимулирующими факторами. Преподаватель как специалист в определенной области знаний в ходе учебно-воспитательной работы, производственной практики демонстрирует своим учащимся творческое отношение к профессиональной деятельности. Критерии эффективности профессионально-педагогической деятельности педагога должны раскрываться через качественные признаки (показатели), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия. Примерами таких критериев могут служить:
1. Ценностное отношение к педагогической реальности, которое проявляется через понимание и оценку целей и задач педагогической деятельности, осознание ценности педагогических знаний, признание ценности субъект-субъектных отношений, удовлетворенность педагогическим трудом.
2. Технолого-педагогическая подготовленность, предполагающая овладение технологией решения аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных и коррекционно-регулирующих педагогических задач. Способы решения задач определяются через совокупность умений, от ражающих уровень развития личности преподавателя как субъекта деятельности.
3. Интегративность видов педагогической культуры, отражающая уровень сформированности основных видов педагогической культуры и их взаимосвязь.
4. Степень развития педагогического мышления как критерий профессионально-педагогической культуры педагога, включающая в себя следующие показатели: сформированность педагогической рефлексии, отношение к обыденному педагогическому сознанию, проблемно-поисковый характер деятельности, гибкость и вариативность мышления, самостоятельность в принятии решений.
5. Стремление к новаторскому и профессионально-педагогическому самосовершенствованию по таким показателям, как наличие частной педагогической системы, отношение к собственному педагогическому опыту, его оценка, отношение к опыту своих коллег, овладение опытом совершенствования. Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическим процессам инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения, учащихся. Инновационная направленность формирования профессионально-педагогической культуры педагога профессиональной школы предполагает его включение в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания учащихся, организацию в учебном заведении определенной инновационной среды. Если раньше инновационная деятельность сводилась к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей учебных заведений становятся анализ и оценка вводимых преподавателем педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. Анализ структурных компонентов профессионально-педагогической культуры педагога с точки зрения их инновационности означает: во-первых, выявление наличия или отсутствия в них новизны; во-вторых, установление повторяемости известного с несущественными изменениями; в-третьих, определение конкретно того, что уже известно; в-четвертых, обнаружение дополнения известного существенными признаками, элементами; в-пятых, установление возможности создания нечто качественно нового. Данный алгоритм анализа инновации можно использовать как для оценки внедрения результатов научно-педагогических исследований, так и для оценки передаваемого педагогического опыта. Современной профессиональной школой накоплен богатый педагогический опыт. Однако часто он остается невостребованным, поскольку у большинства преподавателей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. В реальной практике преподаватели часто не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта и опыта своих коллег. С учетом данного обстоятельства в учебных заведениях целесообразно иметь тематику микроисследований психолого-педагогического содержания, которые помогут преподавателям по-новому взглянуть на собственную педагогическую деятельность и деятельность учащихся, оценить эффективность используемых ими педагогических технологий.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005