ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
форма активного, творческого, преобразовательного отношения преподавателя к ее объекту, предмету, исходному состоянию и к конечному результату (продукту), что ставит преподавателя и обучаемых в положение активных субъектов деятельности.
Профессионально-педагогическая деятельность – деятельность предметная, включающая отбор и структурирование содержания учебной дисциплины, конкретных задач, заданий и упражнений, постановку эксперимента, опытов, направлена на усвоение фактов, связей и зависимости между ними понятий, законов, теорий и опирающихся на них действий.
П.-п.д.п. через включение обучаемых в активную учебную, учебно-производственную и другие виды деятельности связана со всеми сторонами их личности: потребностями, интересами, склонностями, способностями и эмоциональным отношением, волевыми проявлениями.
П.-п.д.п. включает цели, задачи, функции, умения по их реализации.
Цели выступают ее центральным, системообразующим компонентом и определяются социальным заказом системе образования и конкретными целями подготовки специалистов, отраженных в квалификационных требованиях, учебных планах и программах.
Обобщенно их можно свести к трем требованиям:
– формирование системы научных знаний, навыков и умений;
– формирование профессиональной деятельности (профессиональных умений);– формирование личности специалиста средствами изучаемой учебной дисциплины, педагогической деятельности в целом и личностным потенциалом преподавателя.
Профессионально-педагогическая деятельность в реальном образовательно- воспитательном процессе выступает как процесс реализации системы педагогических функций (проектировочной, конструкторской, гностической, коммуникативной, управленческой и других) и решения широкого круга образовательных и воспитательных задач. Они образуют целостную педагогическую деятельность от целей до конечного результата. Основные функции профессионально-педагогической деятельности по своему составу и структуре инвариантны, а по наполнению и процессу реализации зависят от профиля подготовки специалиста (технического или гуманитарного и др.).
В анализе структуры профессионально-педагогической деятельности недостаточно ориентации только на объект, предмет, орудия и продукты труда преподавателя. Главная конечная цель – формирование умений выполнения функций профессионально- педагогической деятельности.
Эти умения ориентированы как на структуру труда преподавателя, так и на структуру труда будущего специалиста.
Студента необходимо научить осуществлять перспективное планирование и предвидеть возможные результаты, разрабатывать педагогические и технические проекты (проектировочные умения); отбирать, структурировать учебную информацию, конструировать новые педагогические технологии обучения и осуществлять мысленное построение технического объекта, выполнять эскизы, чертежи, составлять операционные и технологические карты на изделия (конструктивные умения) и др. Данные умения формируются на учебных занятиях по дисциплинам психолого-педагогического цикла и на занятиях по техническим, технологическим дисциплинам.
А.А. Кирсанов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.