ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
последовательное профессиональное продвижение рабочих от начального уровня квалификации до высшего уровня – овладения профессиональным мастерством.
П.-к.п.р. на п., особенно на сложных производствах, осуществляется, как правило, после дополнительного обучения или проведения основательного производственного инструктажа.
Передовые промышленные предприятия страны добились в этом деле определенных успехов. Так, многие заводы автомобильной промышленности разрабатывают планы профессионального продвижения рабочих с таким расчетом, чтобы все нуждающиеся в повышении квалификации рабочие прошли обучение на соответствующих курсах.
Длительные сроки пребывания рабочего в одном и том же разряде являются одной из важных причин, когда рабочий, приобретая профессию, увольняется с предприятия.
Задержку с присвоением очередного разряда рабочий рассматривает как необоснованное недоверие к нему. Прием со стороны рабочих высоких разрядов ухудшает перспективы роста квалификации кадровых рабочих, ведет к замедлению их продвижения по квалификационной лестнице и тем самым создает условия для текучести рабочей силы. Чтобы избежать подобных явлений, необходимо твердо соблюдать трудовое законодательство при приеме на работу рабочих средней и высшей квалификации, т.е. принимать таких рабочих лишь после того, как очередной разряд присвоен рабочим данного предприятия, повысившим свою квалификацию, но в силу каких-либо причин не получивших ранее этого разряда.
Всякое повышение квалификационного уровня рабочих, особенно по сложным профессиям, необходимо осуществлять только после повышения квалификации на соответствующих курсах. Это дает возможность рабочим после обучения, даже независимо от того, получили они очередной разряд или нет, повысить выполнение норм выработки, улучшить качество выполняемых работ, а значит, получить большую заработную плату, создавая при этом больший прибавочный продукт.
Главным экономическим результатом профессионального продвижения является изменение профессионально-квалификационной структуры рабочих, переход от узкоспециализированной подготовки рабочих к подготовке рабочих широкого профиля и высокой квалификации, обеспечение высокого уровня их знаний, навыков и умений, решение наряду с текущими задачами производства таких задач, которые могут возникнуть в будущем.
Благодаря профессиональному продвижению рабочих увеличивается их творческий потенциал, эффективность их использования, повышается удовлетворенность трудом, создаются условия для взаимозаменяемости рабочих. Более того, создается резерв рабочих широкого профиля и высокой квалификации, что дает громадный выигрыш для экономики, так как ведет к снижению себестоимости выпускаемой продукции, ускорению оборачиваемости производственных фондов, сокращению сроков освоения производственных мощностей. К тому же рабочие более высокой квалификации реже допускают брак продукции, поломки и аварии машин, реже получают производственные травмы, легче приобретают производственный опыт и повышают квалификацию.
Другой важный вывод, который можно сделать, – очередной разряд следует присваивать только после соответствующего обучения. На практике же наблюдается обратная картина. Рабочие в течение продолжительного времени выполняют работы, тарифицируемые по более высокому разряду. Скажем, рабочие имеют III квалификационный разряд, а выполняют более сложную, тарифицируемую IV и даже V разрядом и, конечно, соответственно оплачиваемую работу, в результате чего у нихнет материального стимула к повышению своей квалификации. Здесь имеет место нарушение основных положений трудового законодательства, согласно которому запрещается оплачивать работу по более высокому разряду, если рабочий не имеет этого разряда. Нередко имеют место и такие случаи, когда администрация предприятия присваивает повышенные тарифные разряды вновь принимаемым рабочим, хотя на предприятии имеется возможность повысить их квалификацию на курсах.
Изучение этого вопроса в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности показывает, что скорость профессионального продвижения рабочих зависит от многих причин. Объяснить такое различие можно, во-первых, тем, что предприятия хорошо укомплектованы квалифицированными и высококвалифицированными рабочими. Во-вторых, на вновь организуемых предприятиях есть условия для сокращения сроков формирования профессионального мастерства рабочих; в-третьих, большими возможностями в этом отношении располагают крупные предприятия, при этом по квалификационной лестнице быстрее продвигаются рабочие, имеющие начальный уровень квалификации.
Главной же причиной в деле коренного совершенствования профессионально- квалификационной структуры рабочих кадров является неудовлетворительная работа на многих предприятиях по профессиональному продвижению рабочих. В одних случаях разработка перспективных планов профессионального продвижения рабочих не проводится; в других случаях не охватывает большинства форм обучения; не в полной мере учитываются перспективы развития предприятия, а это затрудняет координационную работу по формированию профессионально-квалификационной структуры рабочих кадров.
Следует также сказать и о том, что само планирование недостаточно увязывается с планами технического прогресса предприятия, в них слабо отражаются изменения в содержании труда рабочих, не содержится прогнозов в отношении новых профессий и их потребности в рабочей силе, не указывается, какие требования будут предъявляться к рабочим новых профессий. Поэтому профессиональное продвижение рабочих нередко проводится без учета реальной потребности в рабочих той или иной профессии и квалификации, оно не увязывается с задачами повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции.
Лит.: Батышев С.Я. Производственная педагогика. – М., 1984.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.