ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
описательная модель профессии (специальности), определяющая ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требования к общей и профессиональной подготовке, контингенту обучающихся.
Главным и определяющим фактором в квалификационной структуре на современном производстве является уровень квалификации, определяемый сейчас тарифным разрядом.
Известно, что в тарифной сетке разряд является мерилом в подходе к тарифной оплате труда рабочих с точки зрения сложности этого труда, т.е. времени подготовки рабочего, способности выполнять данную работу.
Тарифная сетка до настоящего времени служила базой для организации повышения квалификации с разряда на разряд. Уровень квалификации определялся и продолжает определяться тарифным разрядом. Однако такое определение уровня квалификации не может в современных условиях считаться правильным.
Такой показатель имеет очень много недостатков. Изучение этого вопроса на предприятиях машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности позволяет сделать вывод о том, что тарифный разряд:
1) совершенно не дает возможности установить различия в уровне квалификации рабочих, имеющих одинаковые разряды, но работающих в разных отраслях промышленности, имеющих разные сетки;
2) не дает возможности определить рост квалификации рабочих за определенный период времени, так как изменяются требования к одному и тому же разряду;
3) одинаков как для операционника, так и для рабочего широкого профиля;
4) неустойчив из-за частых изменений применяемых тарифных сеток.
В настоящее время учебно-программная документация разрабатывается на базе тарифно- квалификационных справочников, которые, как известно, быстро стареют, не отражают в полной мере достигнутый уровень производства в различных отраслях промышленности и не учитывают подготовку рабочих по уровням квалификации. Разрабатываемые на их базе требования, предъявляемые в настоящее время на предприятиях к уровню подготовки и повышения квалификации, различны.А между тем давно возникла необходимость обеспечить ведущим профессиональным группам знания, навыки и умения, которые были бы едиными и полными.
Установление единого для всех предприятий содержания, объема и уровня обучения, с отражением, конечно, специфических условий работы каждого из них, даст возможность придать профессиональному обучению рабочих единое направление.
Единство содержания профессионального обучения можно обеспечить, с одной стороны, на базе разработки психолого-педагогических моделей рабочего широкого профиля и высокой квалификации по уровням квалификации, а с другой – на базе блочно- модульного обучения.
Независимо от того, где рабочие получили профессионально-техническую подготовку – в школе, в училище, техникуме или на производстве, – для них должны быть установлены единые профессионально-квалификационные требования.
На основе единства требований необходимо добиваться и единого уровня квалификации. В качестве исходной базы обучения должна быть взята единая профессионально- квалификационная характеристика, разработанная на блочно-модульной основе, обязательная для всех предприятий данной отрасли промышленности, которая учитывала бы в большей степени требования учебных программ и изменения, происходящие в профессионально-квалификационном составе рабочих.
Главная задача сегодня – разработать новые П.-к.х., которые должны предусматривать:
1) уровни квалификации: начальную, среднюю и высшую;
2) общую характеристику производства: состав оборудования и предметы труда, которыми должны владеть рабочие данной профессии, и производственно-технические и организационные условия, в которых будет осуществляться трудовой процесс;
3) основные трудовые функции как физического, так и умственного труда рабочего данной профессии, изложенные в определенной последовательности и раскрывающие характер и содержание его труда;
4) объем профессиональных, технических, образовательных и экономических знаний по данной профессии для успешного выполнения всех технологических операций определенного уровня квалификации.
В П.-к.х. надо также отразить: направление и содержание обучения;
требования для овладения данной профессией;
путь профессионального обучения по данной профессии;
цели, которых необходимо достигнуть на каждом уровне квалификации;
содержание общетехнических и специальных предметов (тем), определяющих теоретическую базу данной рабочей профессии;
знания и навыки, которыми необходимо овладеть на каждом уровне квалификации; срок обучения.
Такая характеристика формирует новые нормативы профессии, многосторонность ее структуры, новое содержание труда, новые черты.
Для обучения новой профессии необходимо, чтобы в сфере данной профессии оказалось возможным всестороннее использование носителей этой профессии по приобретенным знаниям и умениям, чтобы это использование имело устойчивый характер; в профессиональной деятельности рабочего решающую роль играли самостоятельныепрофессиональные черты; имелась широкая возможность дальнейшего совершенствования мастерства путем систематического профессионального обучения.
Лит.: Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих на производстве в условиях перехода к рыночной экономике. – М., 1992.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
153.35 кб

Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного

Антонова Анна Валерьевна, Клименко Иван Михайлович
Рассмотрены основные требования к учителю основного общего и полного среднего образования, содержащиеся в Профессиональном стандарте педагога.
Читать PDF
31.40 мб

Актуализация квалификационных характеристик профессионального стандарта "Организатор строительного п

Одарич Ирина Николаевна
За последние пять лет утверждено больше тысячи профессиональных стандартов.