подсистема социально-профессионально- педагогической системы, обеспечивающая овладение необходимыми экологическими и профессиональными знаниями, навыками и умениями, нормами и ценностями будущими рабочими, специалистами различных профессий биоэкологической, общеэкологической, профессионально-экологической направленности. Она позволяет определить личности профессиональную принадлежность, устойчивость, профессиональную карьеру в области природной среды, производств, отраслей, с ней связанных, в процессе профессиональной деятельности.
В П.э.п. интегрируются и реализуются идеи экологического и профессионального образования. Именно они формируют образовательные, воспитательные и развивающие цели подготовки. К образовательным целям подготовки рабочих-экологов относятся:
– обязательная естественнонаучная и физико-математическая образовательная подготовка в объеме средней общеобразовательной школы;
– обеспечение технологической и высокой технической подготовки: знание основ электроники, технического черчения, контрольно-измерительной аппаратуры, узлов и деталей основных аппаратов и машин; знания свойств отходов, важнейших полуфабрикатов и готовых продуктов очистки и переработки отходов в различных отраслях промышленности, процессов и аппаратов технологии экологического контроля и очистки и переработки отходов производств; знания безопасных условий труда;
– включение в процесс подготовки обязательной экологической, экономической, культурологической и правовой подготовки;– формирование профессиональных навыков и умений, позволяющих за короткое время устранить неисправность в технологическом процессе, сократить простои оборудования, работать рациональнее.
Основываясь на концептуальных положениях экологического образования, экологическое образование в профессиональной школе определено как новое направление в профессиональной педагогике, представляющее необходимые условия подготовки человека к труду, профессиональной деятельности на основе усвоения систематизированных экологических знаний, навыков, умений, норм, ценностей.
Осуществление П.э.п. возможно в любом профессиональном учебном заведении, обеспечивающем биологическую, биоэкологическую, общеэкологическую и профессионально-экологическую направленность обучения. Перечисленные направления реализуются непрерывно, последовательно и имеют определенную очерченную область знаний, понятий, навыков и умений.
П.э.п., являясь подсистемой профессиональной подготовки, содержит цели, содержательный, воспитательный, оценивающий, управленческий, организационный и результатирующий компоненты, которые функционируют, создавая свой арсенал методологических подходов, методов, средств, способов ее реализации.
Лит: Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. – СПб., 1997; Александрова Н.М. Научные основы профессиональной подготовки учащихся по профессиям экологического профиля в профессиональных учебных заведениях. – СПб., 1997; Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования // Развитие непрерывного экологического образования: Материалы I Моск. науч.-практ. конф. по непрерыв. экол. образованию. – М., 1995.
Н.М. Александрова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.