ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ
стилистически маркированные слова, реже — словосочетания, называющие представления и формирующиеся понятия какой-л. области профессиональной деятельности, используемые в устной речи специалистов в условиях полуофициального или неофициального общения на профессиональные темы. Основной сферой функционирования П. является разговорная форма Языка для специальных целей (см.). Отличительной чертой П. является некодифицированность, а также наличие у многих из них стилистической окрашенности, которая выявляется путём сопоставления со стилистически нейтральным специальным наименованием. В большинстве случаев экспрессивность П. находит своё материальное выражение в словообразовательных аффиксах, подтверждается условиями микро-и макроконтекста: приходник — ‘приходный ордер’; распашонка — ‘распашная шлюпка’ (мор.); вертушка — ‘вагон для перевозки шихтовых материалов на территории металлургического завода’; венец — ‘венцовая шестерня’ и др.
Продуктивным способом образования П. является метафоризация и специализация значения общенародного слова: гармошка — ‘гофрированный шланг’ (техн.); убогий (син.: сомнительный) пласт — ‘осадочные горные породы, содержащие незначительное количество золота’, холостая жила — ‘жила золотоносного месторождения, не содержащая золота’ (горн.), зародыши — ‘ кристаллы гидроокиси алюминия’ (глиноземн.) и др. Стилистически нейтральные П., получившие широкое употребление в речи специалистов, могут обрести дефиницию и перейти в разряд терминов. Вероятность терминологизации П. повышается, если у него нет однословного синонима в сфере терминологии отрасли. К профессиональной лексике восходят такие термины, как горный хребет, дробилка щековая, отпрыск жилы, щёки россыпи, колено трубы и мн.др.
Если П. используется в двух и более специальных подъязыках, он переходит в разряд интерпрофессионализмов. Напр., чёрная суббота (воскресенье) — ‘сверхурочная работа в выходной день’; балда — ‘кувалда’; мука — ‘пылеобразное вещество’; кирпич — ‘объёмная рукопись или книга’. Лексические единицы, которые называют объекты непрофессиональной сферы с использованием материальной основы профессиональных подъязыков (см. Языки для специальных целей) называют депрофессионализмами ( пристройка, животрепещущий).В словарном составе русского языка зафиксированы также специальные наименования, у которых отсутствуют синонимы в терминологии отрасли, но их денотативное значение соотносимо с профессиональными реалиями. Такие специальные наименования называются квазипрофессионализмами: принять боевое крещение — ‘ участвовать в первом бою’.
Частотность использования стилистически окрашенных некодифицированных наименований в речи специалистов различных отраслей очень велика. В.А. Татаринов отмечает, что в настоящее время «налицо тенденция замены стандартизованной терминологии профессионализмами, и это говорит о том, что ряд стандартизованных терминов, созданных учёными с ортологическим подходом к терминологии, не соответствует условиям речевого обихода» [Татаринов 2006: 236]. Краткие по форме, обладающие высокой степенью мотивированности П. незаменимы в тех случаях, когда необходимо быстро обменяться информацией, передать отношение к происходящему.
Использование П. в языке науки и делопроизводства, а также в условиях официального профессионального общения недопустимо.
Лит.: Гринёв-Гриневич С.В. Терминоведение. М., 2008; Лейчик В.М. Терминоведение: предмет, методы, структура. М., 2006; Татаринов В.А. Общее терминоведение: энциклопедический словарь. М., 2006; Фельде О.В. Профессиональное просторечие как лингвистический феномен // Терминология и знание: материалы II Международного симпозиума (Москва, 21-22 мая 2010 г). М., 2010; Фельде О.В. Русское профессиональное просторечие в свете теории Ь8Р // Вестник Читинского ГУ. № 9 (66) 2010; Шелов С.Д. Терминология, профессиональная лексика и профессионализмы (к проблеме классификации специальной лексики) // ВЯ. 1984. № 5.
О.В. Фельде

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
198.16 кб

Профессиональная адаптация студентов в условиях производственной практики составляющая профессионали

Назифуллин В. Л., Насретдинова Л. М., Аглямова Д. В.
В статье показана зависимость эффективности профессиональной деятельности медицинского работника от качества и своевременной адаптации студента.
Читать PDF
291.00 кб

Педагогический потенциал воинского социума как механизм его педагогического влияния на профессионали

Митрахович Вячеслав Александрович
Раскрывается сущность педагогического потенциала воинского социума как механизма педагогического влияния на профессионализм военнослужащего контрактной службы.
Читать PDF
337.69 кб

Формирование математических знаний бакалавров-инженеров на основе фундаментализации и профессионализ

Каюмова Лилия Азатовна
В статье обосновано формирование математических знаний бакалавров-инженеров на основе фундаментализации и профессионализации, предусматривающих отбор и структурирование инвариантных и практико-ориентированных знаний, формирование
Читать PDF
298.19 кб

Проектирование деятельности педагога как условие его профессионализации

Баранов Александр Аркадьевич, Шарафутдинов Ринат Наильевич
Читать PDF
208.53 кб

Программа повышения квалификации в области дидактики высшей школы с целью профессионализации препода

Веблер В. -д
Читать PDF
971.18 кб

Адекватность содержания и форм повышения квалификации как условие оптимальной профессионализации учи

Белякова И. И., Боровская Н. И.
Читать PDF
317.80 кб

Структурно-функциональная модель управления колледжем с учетом приоритетных функций профессионализац

Данилова З. Г.
В работе представлены теоретико-прикладные основы управления профессиональным колледжем в современных условиях глобальных преобразований российского общества.
Читать PDF
96.61 кб

Высшее образование как фактор управления профессионализацией социальной работы

Бетурлакин Валерий Вячеславович
Целью данной статьи является рассмотрение процесса профессионализации социальной работы и факторов ее наиболее полноценного развития.
Читать PDF
331.60 кб

Особенности структуры личностной направленности педагогов на разных этапах профессионализации

Лужецкая Анна Михайловна
Рассматриваются особенности структуры личностной направленности педагогов на разных этапах профессионализации.
Читать PDF
135.14 кб

Личностно-ориентированное обучение как условие профессионализации в системе музыкального образования

Кобина Л. И.
Читать PDF
448.00 кб

От узкой профессионализации к фундаментализации

Гилазова Э.
Читать PDF
178.76 кб

О проблеме профессионализации в обучении математике студентов педвузов

Г. Ю. Буракова
Читать PDF
389.48 кб

Профессионализация политологии как этап развития мировой политической мысли

Шестова Т. Л.
Читать PDF
0.00 байт

Инновационная система профессионализации служащих органов власти

Бажин Игорь Иванович
В статье представлена методологическая структура инновационной системы повышения профессионализма служащих органов власти, включающая инновационность содержательного наполнения образовательных программ, их методического и организа
Читать PDF
0.00 байт

Деятельностный подход в профессионализации мышления будущего педагога

Лопанова Елена Валентиновна
На основании анализа современного состояния профессионального образования и исследования уровня профессионализации мышления будущих педагогов предложен новый подход к организации обучения студентов, сочетающий в себе разные страте

Похожие термины:

  • Профессионализация

    процесс становления профессионала, включающий выбор профессии, освоение правил и норм профессии, формирование и осознание себя как профессионала, развитие себя средствами профессии.
  • ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

    приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению трудовых функций.
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

    совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешной педагогической деятельности; обладание необходимым нормативным набором психических качеств; внутренняя характе
  • ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЛИЧНОСТИ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

    средства определения профессионализма личности, достигшей высокого уровня квалификации, сознательно изменяющей и развивающей себя в ходе своей профессиональной деятельности, вносящей индивиду
  • АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

    Преподаватель постоянно должен помнить о том, что в процессе профессиональной деятельности изменяется не только личность учащегося, но и личность самого преподавателя, а свою практическую деяте